Рабочая программа Думай. Считай. Разгадывай. 2,4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Невьянского муниципального округа
МБОУ СОШ № 4 г.Невьянска
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

председатель методического совета

Директор ОУ

________________________

________________________

Шишкина Ю.О.
Протокол №
от «
»

Колногоров С.Г.
Приказ №
от «
»

2025 г.

2025 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Название курса: «Думай. Считай. Разгадывай.» (направление
общеинтеллектуальное)
для 2 «Б» и 4 «Б» классов
Срок реализации: 2025-2026 г
ФИО учителя:
Колташова Светлана Николаевна
Должность:
учитель начальных классов

Невьянск, 2025 год

I.

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа составлена на основе

следующих

нормативных

документов:














Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»
(далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО третьего поколения);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федера
ции от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее –
СанПиН 2.4.3648-20);
СанПиН 1.2.3685-21;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
на основе примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы
«Думай. Считай. Разгадывай» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной
деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана – Граф.

Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться
развивать свои интеллектуальные возможности. С одной стороны, каждый ребенок
«одарен», и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала
каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно
отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого
обучения, развития и воспитания.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме математической науки.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес
детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию. В этом и заключается актуальность
данной программы.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям

младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия должны
содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,
умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д. Детей надо готовить воспринимать задания нестандартного характера
повышенной трудности. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Уровень заданий, предлагаемых на занятиях, заметно выше того, что изучают
учащиеся на уроках. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей,
которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему не только
успешно овладеть общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный
уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах.
Программа рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс).
Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность
читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое
решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную
деятельность, необходимо отметить, что только вней ребенок реализует
поставленные перед собой цели, познает предмет, развиваетсвои творческие
способности.
ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 расширять математические знания в области чисел;
 содействовать умелому использованию символики;
 правильно применять математическую терминологию;
 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и
явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
 развивать краткости речи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (7 - 10 лет). Программа
рассчитана: в 1-4 классе с проведением занятий 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.
Учебное пособие «Думай. Считай. Разгадывай» 1 класс /Кочурова
Е.Э., Кочурова А. Л./ Издательство: Просвещение, 2023 г.

2.
Учебное пособие «Думай. Считай. Разгадывай» 2 класс /Кочурова
Е.Э., Кочурова А. Л./ Издательство: Просвещение, 2023 г.
3.
Учебное пособие «Думай. Считай. Разгадывай» 3 класс /Кочурова
Е.Э., Кочурова А. Л./ Издательство: Просвещение, 2023 г.
4.
Учебное пособие «Думай. Считай. Разгадывай» 4 класс /Кочурова
Е.Э., Кочурова А. Л./ Издательство: Просвещение, 2023 г.
II.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь
дующих результатов:
1 уровень
Приобретение школьником социальных знаний, понимание
социальной деятельности в повседневной жизни.
2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям общества и социальной реальности в целом.
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие
самостоятельности
суждений,
независимости
и
нестандартности мышления.
Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм
решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.


Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения
задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и
результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→
1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.

Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном
условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного
решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов
(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Думай. Считай. Разгадывай»
формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие
требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности
с помощью
учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
Числа. Арифметические действия. Величины: — сравнивать разные приёмы
действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений
для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач: — анализировать текст задачи:
ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа
(величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика —ориентироваться в
понятиях « влево»,
«вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,
спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в
конструкции;


—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УУД Обучающийся научится:
Личностные УУД
-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия
успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с
помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность
учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под
руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения
действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД
-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и
свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный с пособ решения
задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для
упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать
названия полученных групп;
-отрабатывать вычислительные навыки;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми
понятиями и явлениями.
-аналогии:
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов
решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить способы решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
-принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной
деятельности;
-осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова,
словосочетания, уточняющие смысл высказывания. - критически относиться к
своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
-принимать самостоятельно решения;
-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
- Участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад
по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др.
дистанционных математических конкурсах.
-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
III.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Думай. Считай. Разгадывай» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание
может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и
умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать

выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать
простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики,
а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета
– математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа
мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.

№
1

СОДЕРЖАНИЕ
2 КЛАСС
Наименование
раздела
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.

2

Мир
занимательных
задач.

3

Геометрическая
мозаика.

КУРСА «Думай.Считай.Разгадывай»
Содержание раздела
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.Таблица
умножения однозначных чисел и соответствующие случаи
деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответеполучилось заданное число, и
др.
Выбор необходимой информации, содержащейся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на
переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей
симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной
конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место
заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей.
Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Обучающийся научится:

Обучающийся
научиться:

получит

возможность

- понимать нумерацию
древних римлян;
-некоторые сведения из
истории счёта и десятичной системы
счисления;
-выделять простейшие
математические софизмы;
- пользоваться сведениями из
«Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые
секреты математических фокусов

№
1

1 КЛАСС
Наименование
раздела
Числа.

- использовать интересные приёмы устного
счёта;
- применять приёмы, упрощающие
сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые
математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность,
комбинаторные, с геометрическим содержанием,
задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных
фигур.

Содержание
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в

Арифметические
действия. Величины.

2

Мир занимательных
задач.

3

Геометрическая
мозаика.

пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой
палиндром: число, которое читается одинаково слева направо
и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с
математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время.
Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор
верных решений. Задачи на доказательство, например, найти
цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных
действий.
Решение олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения
задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур
из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится:
- проводить вычислительные операции
площадей и объёма фигур
- конструировать предметы из
геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые
математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие
сложение и вычитание.

Обучающийся
получит
возможность научиться:
- выполнять упражнения с
чертежей на нелинованной бумаге.
- решать задачи на
противоречия.
- анализировать проблемные
ситуаций во многоходовых задачах.
- работать над проектами

№
1.
2.
3.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
Разделы
1 год
2 год
3 год
обучения
обучения
обучения
Числа. Арифметические
14
12
14
действия. Величины
6
10
14
Мир занимательных
задач
Геометрическая мозаика
13
12
8
Итого
33
34
34

4 год
обучения
10
18
6
34

IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
Тема
1
«Удивительная снежинка»
2
Крестики-нолики
3
Математические игры
4
Прятки с фигурами
5
Секреты задач
6-7
«Спичечный» конструктор
8
Геометрический калейдоскоп
9
Числовые головоломки
10
«Шаг в будущее»
11
Геометрия вокруг нас
12
Путешествие точки
13
«Шаг в будущее»
14
Тайны окружности
15
Математическое путешествие
16-17
«Новогодний серпантин»
18
Математические игры
19
«Часы нас будят по утрам…»
20
Геометрический калейдоскоп
21
Головоломки
22
Секреты задач
23
«Что скрывает сорока?»
24
Интеллектуальная разминка
25
Дважды два — четыре
26-27
Дважды два — четыре
28
В царстве смекалки
29
Интеллектуальная разминка
30
Составь квадрат
31-32
Мир занимательных задач
33
Математические фокусы
34
Математическая эстафета
Итого: 34 ч

Кол-во часов
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1

№

4КЛАСС - 34 часа
Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15-17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27
28-29
30
31
32
33
34
Итого: 34 ч

Интеллектуальная разминка
Числа-великаны
Мир занимательных задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки
Математический марафон
«Спичечный» конструктор
Выбери маршрут
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Занимательное моделирование
Математическая копилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
В царстве смекалки
Числовые головоломки
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач
Математическая копилка
Геометрические фигуры вокруг нас
Математический лабиринт
Математический праздник

Кол--во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1

V.
2 КЛАСС
№
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Содержание занятия
Загадки о геометрических инструментах.
«Удивительная снежинка» Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры.
Симметрия. Закономерности в узорах.
Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

2

Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики». Игры
«Волшебная
палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах
20).

3

Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото».
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в
пределах 20 (с переходом через разряд)».

4

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5

Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

6-7
«Спичечный»
конструктор
8

Геометрический
калейдоскоп

9

Числовые
головоломки

10

«Шаг в будущее»

11
12

Геометрия вокруг
нас
Путешествие точки

13

«Шаг в будущее»

14

Тайны окружности

15
Математическое
путешествие

Построение конструкции по заданному
образцу. Перекладывание нескольких спичек
(палочек) в соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.
Конструирование многоугольников из
заданных элементов. Танграм. Составление
картинки без разбиения на части и
представленной в уменьшенном масштабе.
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (судоку).
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?».
Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность.
Построение геометрической фигуры (на
листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по алгоритму).
Проверка работы. Построение собственного
рисунка и описание его шагов.
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с
зонтиками» и др.
Окружность. Радиус (центр) окружности.
Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление (вычерчивание)
орнамента с использованием циркуля (по образцу,
по собственному замыслу).
Вычисления в группах. Первый ученик из
числа вычитает 14; второй — прибавляет 18,
третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет
15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й
раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38
38 – 16 = 22

22 + 15 = 37
1617

«Новогодний
серпантин»

18

Математические
игры

19

«Часы нас будят по
утрам…»

20

Геометрический
калейдоскоп

21
Головоломки
22

Секреты задач

23

«Что скрывает
сорока?»

24

Интеллектуальная
разминка

25

Дважды два —
четыре

2627

Дважды два —
четыре

28

В царстве смекалки

29

Интеллектуальная
разминка

30

Составь квадрат

31-

Мир

Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Построение математических пирамид:
«Сложение в пределах 100», «Вычитание в
пределах 100». Работа с палитрой — основой с
цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».
Определение времени по часам с
точностью до часа. Часовой циферблат с
подвижными стрелками.
Задания на разрезание и составление
фигур.
Расшифровка закодированных слов.
Восстановление примеров: объяснить, какая
цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.
Задачи с лишними или недостающими либо
некорректными данными. Нестандартные задачи.
Решение и составление ребусов,
содержащих числа: ви3на, 100л, про100р,
ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Таблица умножения однозначных чисел.
Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра
«Математическое домино». Математические
пирамиды: «Умножение», «Деление».
Математический набор «Карточки- считалочки» (сорбонки): карточки
двусторонние: на одной стороне — задание, на
другой — ответ.
Игры с кубиками (у каждого два кубика).
Запись результатов умножения чисел (числа
точек) на верхних гранях выпавших кубиков.
Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания
по теме «Табличное умножение и деление чисел»
Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в группах).
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические
головоломки,
занимательные задачи.
Прямоугольник. Квадрат. Задания на
составление прямоугольников (квадратов) из
заданных частей.
Задачи, имеющие несколько решений.

32

33

34

занимательных
задач

Математические
фокусы
Математическая
эстафета

Нестандартные задачи. Задачи и задания,
допускающие нестандартные решения. Обратные
задачи и задания. Задача «О волке, козе и
капусте».
Отгадывание задуманных чисел. Чтение
слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом
шахматного коня).
Решение олимпиадных задач (подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру»).

4 КЛАСС
№

Тема

Содержание занятий

1

Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру».

2
3

Числа-великаны
Как велик миллион? Что такое гугол?
Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи
на доказательство: найти цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку, какуро).

7

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности:
«Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

В царстве смекалки

Сбор информации
(работа в группах)

9

Математический марафон

Решение задач международного конкурса
«Кенгуру».

1011

«Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.

12

Выбери маршрут

13

Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.

14

Математические фокусы

и

выпуск математической газеты

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на
определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем
расстояния между городами и сёлами.

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить
несколько последовательных чисел натурального ряда?
Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;

12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор
«Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная,
призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая
пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору
учащихся).

1517

Занимательное
моделирование

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни
(газеты, детские
журналы), для составления задач.

19

Какие слова
спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9

20

«Математика — наш друг!» Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые»
задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи
и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий
так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80,
100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число.
Там, где необходимо, можно использовать скобки.

2223

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в группах).

24

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку, какуро).

2526

Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в
виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным
составом условия. Задачи на доказательство:
найти цифровое значение букв в условной записи.

27

Математические фокусы

2829

Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Блиц-турнир по решению Решение логических, нестандартных задач. Решение задач,
задач
имеющих несколько
решений.

30

9) слов, связанных с математикой.

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц
рождения» и др.

31

Математическая
копилка

Математика в спорте. Создание сборника
числового материала для составления задач

32

Геометрические
фигуры вокруг нас

33

Математический
лабиринт

Поиск квадратов в прямоугольнике 2
5
см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и
зарисует) геометрическую
фигуру?
Интеллектуальный марафон. Подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру».

34

Математический праздник Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.
Задачи в стихах. Игра
«Задумай число».

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала
«Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса
«Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.
7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».