Рабочая программа В мире музыки 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности
«В мире музыки»
1-4 классы

Невьянск, 2025

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире музыка» для 1-4
классов составлена на основе авторской учебной программы В.О. Усачёвой,
Л.В. Школяр, В.А. Школяр.
Планируемые результаты деятельности
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование основ национальных ценностей российского общества;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других
народов;
5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1) Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в
жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
2) Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на
материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного
вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера
3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) Использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и
анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами;
10) Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
12) Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) Определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
компромисса и сотрудничества;
14) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,

культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного
предмета «музыка»;__
15) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Основу программы составляет русское и зарубежное классическое
музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная
музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и
современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип
«незаменимости» той или иной музыки для данного возраста.
Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие
исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в
данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное
чувство в душе ребенка именно в возрасте 6—10 лет.
К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:

проявлять устойчивый интерес к музыке;

проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе
восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

приобретать навыки слушательской культуры;
решать учебные и практические задачи:

определять жанровые признаки;

характеризовать интонации по эмоционально-образному строю
лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные,
героические и др.;

называть запомнившиеся формы музыки;

определять автора и название музыкального произведения по
характерным интонациям (например, Бетховен — Пятая симфония, Григ —
«Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть,

продирижировать главные мотивы, мелодии;

делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре
на инструментах, пением, танцевальным движением;

проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск
своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к
характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
К концу обучения в 3 классе учащиеся способны:

проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,

понимать синкретики народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной
культуры; сравнивать народную и профессиональную музыку;


свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу,
самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец
и пр.;

узнавать произведения,

называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с
программой);

приводить примеры использования русскими классиками образцов
фольклора;

различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную
композиторами в «народном духе»;

самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

выражать готовность и умение проявить свои творческие способности
в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно
исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение,
подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных
инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
К концу обучения в 4 классе учащиеся способны:

проявлять общую осведомленность о музыке;

ориентироваться в музыкальных явлениях;

проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые
произведения, любимые композиторы,

любимые жанры, любимые исполнители — 2-3 примера);

мотивировать выбор той или иной музыки (что он «ищет в ней, чего ждет
от нее);

ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их
организации в конкретном произведении

понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя,
слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
решать учебные и практические задачи:

проявить свои творческие способности в различных видах музыкальнохудожественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до
конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд,
участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение,
музыкальная драматизация).

Тематический план
Класс: 1
Часов в неделю: 1
Всего часов:33
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29-30
31
32
33
итого

Тема урока

1 четверть
Образ музыки
Жанры музыки. С.С. Прокофьев « Марш»
Родина музыки. А. Попатенко «Скворушка
прощается»
Мелодия.
Характер музыки
Искусство выражения в музыкально-художественных
образах жизненных явлений.
Где найти песню? Жанр колыбельной песни.
Где взять танец?
Маршевый порядок
2 четверть
Содержание музыки
Можно ли увидеть музыку?
М.П. Мусоргский
Как увидеть музыку? Образ дождя
Музыка живая
Каждый композитор – художник
Изобразительность в музыке. П.И. Чайковский
Изобразительность в музыке. К, Сен-Санс
3 четверть
Фрагменты бытования музыки.
Рождение музыкальной формы
Музыкальный театр. Формы бытования музыки
Музыкальный театр.
Музыкальный театр
Что такое балет?
Народный театр
Идём в театр
Идём в театр. Язык театра
4 четверть
Чудеса в музыке и в жизни. Д. Б. Кабалевский
Чудеса в музыкальном театре
Язык музыки. М.П. Мусоргский
Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая
сказка «Петя и волк»
Язык музыки. М.П. Мусоргский
Язык музыки. С.С. Прокофьев
Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

Колво
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

Дата
Прове
д-я

Тематический план
Класс: 2
Часов в неделю: 1
Всего часов:34
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
1 четверть: Всеобщее в жизни и в музыке
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)песенность как состояние человека, природы,
искусства. В инструментальной музыке.

Колво
часов

1

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)песенность как состояние человека, природы,
искусства. В вокальной музыке.
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)танцевальность как состояние человека, природы,
искусства. В инструментальной музыке
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)танцевальность как состояние человека, природы,
искусства.
В вокальной музыке
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)Маршевость как состояние человека, природы,
искусства
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)Маршевость как состояние человека, природы,
искусства

1

Взаимодействие явлений в жизни и в музыке,
переход от обыденного к художественному
Раскрытие в музыке внутреннего мира человека
2 четверть: Музыка - искусство интонируемого
смысла
Интонация как феномен человеческой речи и
музыки
Интонация как Смысловая единица. Природа и
музыка. Прогулка
Интонация – «Звукокомплекс»
Колыбельные.
Интонация. Единство содержания и формы.
Исполнительская интонация. Выразительные
интонации
Исполнительская интонация. Изобразительные
интонации
. Исполнительская интонация. Выразительные
интонации
Исполнительская интонация. Изобразительные
интонации

1

1

1

1

1

1
10
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Дата
проведе
ния

18

19
20-22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34
итого

Исполнительская интонация. Зерно-интонация
3 четверть: Жизнь художественного образа. Тема
и развитие
Исполнительское развитие музыки
Развитие музыки в симфонической сказке
Виды музыкального развития. Тембровое,
повторение
Ладовое и динамическое развитие музыки
Мелодическое, ритмическое развитие музыки
Развитие музыки в русском фольклоре.
Имитация- прием развития музыки
Развитие музыки в произведениях Ф Шуберта, Э.
Грига
4 четверть: Развитие как становление
художественной формы
Построение (форма) музыки.
Куплетная форма
Двухчастная форма музыки
Трехчастная форма музыки
Построение музыки. Форма Рондо
Построение музыки. Форма Вариации
Обобщение тем года

1
10
1
4
1
1
1
1

6
1
1
1
1
1
1
34

Тематический план
Класс: 3
Часов в неделю: 1
Всего часов:34
№
п/п

Тема урока

1. Раздел: «Характерные черты русской музыки

Кол- Даты
во
прове
часов дения
8

1 четверть
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29

Путешествие на родину русского музыкального языка
Едем в фольклорную экспедицию
Как это бывает, когда песни не умирают.
Едем на Север.
Едем на Юг.
Специфика народной песни.
Функции и особенности народной песни.
Своеобразие песенного фольклора кубанских казаков.
2 Раздел: Народное музыкальное творчество –
«энциклопедия» русской интонационности
Мелодизм, напевность народной песни.
Жанры народной песни.
Исторические песни и былинный эпос
Героико-патриотическая тематика.
Лирические песни
Походные песни
Календарные песни
Обрядовые песни
Частушки и страдания
Плясовые наигрыши
Народная песня в царских палатах
Связь народной и композиторской музыки
3 Раздел: Истоки русского классического романса»
Русский романс
Крестьянская песня
Городская лирика
Старинный романс.
Городской салонный романс.
Лирический романс
4 Раздел: Композиторская музыка для церкви
Музыка в храме.
«Богородице Дева, радуйся»
5 Раздел: Народная и профессиональнокомпозиторская музыка в русской музыкальной
культуре
Обработка народных песен.
Интонационные особенности народной музыки в

1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
2
1
1
6

1
1

30
31
32
33
итого

творчестве композиторов
Ритмические особенности народной музыки в
творчестве композиторов
Картины народной жизни в музыке композиторов
Сказка ложь, да в ней – намёк.
Русская сказка в произведениях композиции

1
1
1
1
34

Тематический план
Класс: 4
Часов в неделю: 1
Всего часов:34
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21

22

23
24
25
26

Тема урока

1Раздел: Многоцветие музыкальной картины мира
1 четверть
Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии
Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США
Специфика музыкального высказывания
Взаимосвязь музыкального языка и национальной
разговорной речи
Соотнесение особенностей западноевропейской
музыки со славянскими корнями русской музыки
Музыкальная картина мира
Вокальные произведения
Резервный урок
2 Раздел: Музыка мира сквозь «призму» русской
классики
Музыка мира сквозь «призму» русской классики
Роль восточных мотивов в становлении русской
музыкальной классики
Мелодика Италии в произведения П.И. Чайковского
Музыкальное «путешествие» М.И.Глинки в Испанию
Тема японской песни в произведениях Д.Б.
Кабалевского
Путешествие на Украину
Тест по теме, викторина
Урок-концерт
3 Раздел: Музыкальное общение без границ
Музыка ближнего зарубежья – Беларусь. Украина
Музыка ближнего зарубежья – Молдова, Казахстан
Музыка ближнего зарубежья - Балтия
Музыкальные портреты выдающихся представителей
зарубежных национальных музыкальных культур –
Бах, Моцарт
Музыкальные портреты выдающихся представителей
зарубежных национальных музыкальных культур –
Шуман, Шопен, Шуберт
Музыкальные портреты выдающихся представителей
зарубежных национальных музыкальных культур –
Лист, Дебюсси
Музыкальный салон как форма музыкального
представительства
Творческие работы
Тест по теме, викторина
Резервный урок

Колво
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1

Даты
провед
ения

27
28
29
30
31-32

33
34
итого

5 Раздел: Искусство слышать музыку
Произведения крупной формы, как этап развития
музыкальной культуры человека
Вокальные произведения
Русская опера
Западная опера
Обобщение проблематики - от родовых истоков
музыкального искусства до основ музыкальной
драматургии. Разучивание песен.
Тест, викторина
Вокальные произведения

8
1
1
1
1
2

1
1
34

Календарно-тематическое планирование
1 класс
33 часа
№
урока

1.

2.

3.

4.

Дата
проведе
ния
урока
пл фа
ан кт

Тема
урока

Планируемые результаты
предметные

Раздел 1: Истоки возникновения музыки
1. Образ музыки

2. Жанры музыки. С.С.
Прокофьев
« Марш»
3. Родина музыки.
Разучивание осенних
песни.
4. Мелодия. П.И.
Чайковский «Мелодия»

5.

Характер музыки. П.И.
Чайковский. «Немецкая
песенка»

6.

Искусство выражения в
музыкальнохудожественных образах

-уметь применять элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой деятельности

Формы
контроля
(вид, форма)

Инфор
мационно
е
сопров
ождени
е

Входной
Устный опрос

Презен
тация

метапредметные

Личностные:
- учебно-познавательный
интерес к новому учебному
материалу;
- чувства прекрасного и
-уметь определять на слух
эстетического;
основные жанры музыки
Регулятивные:
-принимать и сохранять
-знать автора, название, текст
учебную задачу;
изученного произведения
Познавательные:
-размышлять о
-уметь выявлять жанровое
музыкальном произведении
начало как способ передачи
как способе выражения
состояний человека, природы;
чувств и мыслей человека;
- определять на слух основные
Коммуникативные:
жанры музыки
-знать об истоках происхождения - выражать своё отношение
к музыкальному
музыки;
произведению
-уметь различать характер
музыки, определять и сравнивать
характер музыки, настроение.
-уметь определять на слух
основные жанры музыки;
-участвовать в коллективном

Текущий
Фронтальный
Тематический
устный

ТСО

Входной
устный

Презен
тация

Текущий
Устный

Текущий
Устный

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

жизненных явлений.
Где найти песню? Жанр
колыбельной песни. «Баю
–бай»
Где взять танец?
П.И.Чайковский
«Мелодия»,
«Камаринская»

пении
-уметь применить элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой деятельности
-уметь определять на слух
основные жанры музыки;
-выявлять жанровое начало как
способ передачи состояний
человека, природы
-знать смысл понятий:
«композитор», «исполнитель»,
«слушатель»

Маршевый порядок.
П.И.Чайковский «Марш
деревянных солдатиков»
(фрагмент из
фортепианного цикла
«Детский альбом»)
Раздел 2: Содержание и формы бытования музыки
1. Содержание музыки.
-уметь определять характер,
П.И. Чайковский
настроение, средства
«Времена года» (фрагмент музыкальной выразительности в
из фортепианного цикла). музыкальных произведениях;
Русская народная песня
-узнавать изученные
«Жнеи, мои жнеи»
музыкальные произведения
2. Можно ли увидеть -уметь определять характер,
музыку?
настроение, средства
М.П. Мусоргский «Баба
музыкальной выразительности
Яга» (фрагмент из
(темп, ритм)
фортепианной пьесы
музыкального альбома
«картинки с выставки»)
3. Как увидеть музыку?
-уметь узнавать изученные муз.
Образ дождя. Разучивание произведения и называть имена
песни
из авторов
4. Музыка живая.
-знать названия жанров и форм
С.С. Прокофьев
музыки; автора, название, текст
«Полночь» (фрагмент из
изученного произведения

Тематический
устный

Входной
Фронтальный

Личностные:
-эмпатия, как понимание
чувств и сопереживание;
-чувство прекрасного и
эстетические чувства на
основе знакомства с
мировой и отечественной
культурой;
Регулятивные:
-принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о
музыкальном произведении
как способе выражения
чувств и мыслей человека;
Коммуникативные:
- выражать своё отношение
к музыкальному

Текущий
Групповой

Фронтальный
Устный

Текущий
Индивидуаль
ный
Текущий
индивидуальн
ый

Презен
тация
Видео
фрагме
нты

14.

15.

16.

17.

балета «Золушка»)
5. Каждый композитор –
художник. Э.Григ «Утро»
(фрагмент из
фортепианной пьесы).
6. Изобразительность в
музыке. П.И. Чайковский
«Спящая красавица»
(фрагмент из балета)
7. Изобразительность в
музыке. К.Сен-Санс
«карнавал животных»
(фортепианная пьеса)
8. Фрагменты бытования
музыки.

произведению
-уметь применять элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой деятельности

Текущий
устный

-знать смысл понятий:
«композитор», «исполнитель»,
«слушатель»

Видео
фрагме
нты
Фрагме
нты
балета

-уметь применять элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой деятельности

Итоговый
Тест

-уметь определять на слух
основные жанры музыки:
настроение, средства
музыкальной выразительности в
музыкальных произведениях

18.

9. Рождение музыкальной
формы

-уметь применять элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой деятельности

19.
20.
21.

10-11. Музыкальный
театр.
12.Формы бытования
музыки.
«Семеро козлят»
Д. Коваль.

22.

13. Что такое балет?

-уметь выявлять жанровое
начало;
-знать смысл понятия
«музыкальный театр»;
-уметь ориентироваться в
многообразии музыкальных
жанров;
-уметь определять характер,
настроение, средства
музыкальной выразительности
-узнавать изученные
музыкальные произведения и

Личностные:
- ценить отечественные,
народные музыкальные
традиции;
Регулятивные:
-принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные:
-сопоставлять различные
образцы народной и
профессиональной музыки;
Коммуникативные:

Входной
устный

Входной
Устный

Фрагме
нты

23.

14. Народный театр.

24.

15.. Идём в театр.

25.

16.. Идём в театр. Язык
театра

26.

17.Чудеса в музыке и в
жизни. Д. Б. Кабалевский

27.

18.Чудеса в музыкальном
театре. Н. А. РимскийКорсаков «Три чуда»
(фрагмент из оперы
«Сказка о царе Салтане»)
Раздел 3: Язык музыки
1. Язык музыки. М.П.
Мусоргский «Два еврея».
Народная игра
«Кострома»
2.Язык музыки. С.С.
Прокофьев
«Симфоническая сказка
«Петя и волк»
3. Язык музыки. М.П.
Мусоргский «Балет
невылупившихся
птенцов»
4.Язык музыки

28.

29-30

31.

32.

называть имена их авторов
-знать образцы музыкального
фольклора, народные
музыкальные традиции родного
края
-уметь выявлять жанровое
начало как способ передачи
состояний человека, природы
-уметь ориентироваться в
многообразии музыкальных
жанров
-знать образцы музыкального
фольклора, народные
музыкальные традиции родного
края
-уметь определять на слух
основные жанры музыки;
характер, настроение, средства
музыкальной выразительности в
музыкальных произведениях

- выражать своё отношение
к музыкальному
произведению

-уметь выявлять жанровое
начало как способ передачи
состояний человека, природы

Личностные:
- учебно-познавательный
интерес к новому учебному
материалу;
- чувства прекрасного и
эстетического;
Регулятивные:
-принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о
музыкальном произведении
как способе выражения

-уметь применять элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой деятельности
-знать названия жанров и форм
музыки; автора, название, текст
изученного произведения
- знать о способности и способах

фильма
Текущий

Текущий
Текущий
Фронтальный

Текущий
Групповой

Презен
тация

Текущий
Индивидуаль
ный
Текущий
устный

Презен

33.

С.С. Прокофьев
Фрагмент из кантаты
«Александр Невский»
5.Урок- концерт «Пусть
музыка звучит и не
смолкает»

воспроизводить музыкой явления
окружающего мира и
внутреннего мира человека
-уметь применять элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой деятельности

чувств и мыслей человека;
-размышлять над образами
музыкального
произведения,
эстетически откликаться на
музыкальное искусство;
Коммуникативные:
- выражать своё отношение
к музыкальному
произведению

тация
Итоговый
Групповой

Календарно-тематическое планирование
2 класс
34 часа
№
Ра
зд
е
ла
1.

Название
раздела
Всеобщее в
жизни и в
музыке

Колво
часов
по
разде
лу
1.

2.

Планируемые результаты по разделу
Тема урока
Всеобщие для музыки языковые
сферы (жанры)- песенность как
состояние человека, природы,
искусства. В инструментальной
музыке.

Всеобщие для музыки языковые
сферы (жанры)- песенность как
состояние человека, природы,
искусства. В вокальной музыке

Дата
реали
за
ции

Предметные

Метапредметные

- понятия:
Родина, мелодия, композитор
исполнитель, слушатель,
песня

- учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и
эстетического;
-принимать и сохранять учебную
задачу;
-размышлять о музыкальном
произведении как способе выражения
чувств и мыслей человека;
- выражать своё отношение к
музыкальному произведению

знать понятия: мелодия,
аккомпанемент; запев, припев
-уметь определять на слух
основные жанры музыки

3.

Всеобщие для музыки языковые
сферы (жанры)- танцевальность
как состояние человека, природы,
искусства. В инструментальной
музыке

знать понятия:
танцевальность. Интонации,
регистр, регистр высокий,
средний, низкий
автора, название, текст
изученного произведения;
- уметь определять
танцевальность в вокальной и
инструментальной музыке

4.

5.

Всеобщие для музыки языковые
сферы (жанры)- танцевальность
как состояние человека, природы,
искусства.
В вокальной музыке
Всеобщие для музыки языковые
сферы (жанры)- Маршевость как
состояние человека, природы,
искусства.

6.

Всеобщие для музыки языковые
сферы (жанры)- Маршевость как
состояние человека, природы,
искусства.

7.

Взаимодействие явлений в жизни
и в музыке, переход от
обыденного к художественному.

- ориентация в нравственном
содержании и смысле как
собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия
в случае расхождения эталона,
реального действия и его
результата;
-осуществлять поиск необходимой
информации дня выполнения учебных
заданий с использованием учебной
литературы;

-знать понятия:
Маршевость, поступь,
интонация шага, ритмический
рисунок
-уметь определять
маршевость в музыке

- уметь применить элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой
деятельности

- активное слушание музыкальных
произведений, анализ и обсуждение
услышанного

2.

Музыка искусство
интонируе
мого
смысла

8.

Раскрытие в музыке внутреннего
мира человека.

9.

Обобщение изученного

10.

Интонация как феномен
человеческой речи и музыки.
Музыкальные инструменты:
фортепиано.

11.

Интонация – «Звукокомплекс»
Вечерняя песня.

12.
13.

14.
15.

Интонация. Единство содержания
и формы
Исполнительская интонация.
Выразительные интонации

Исполнительская интонация.
Изобразительные интонации
Исполнительская интонация.
Зерно-интонация

-уметь определять на слух
основные жанры музыки;
-выявлять жанровое начало
как способ передачи
состояний человека, природы
- уметь обобщать полученные
знания
- знать запись музыкальных
интонаций; фортепиано,
форте, пиано, рояль, пианино,
пианист
-уметь определять
музыкальные интонации
- знать запись
-знать интонации
-уметь определять характер,
настроение, средства
музыкальной
выразительности (темп,
ритм)

-принимать и сохранять учебную
задачу;
-размышлять о музыкальном
произведении как способе выражения
чувств и мыслей человека;

- выражать своё отношение к
-знать, что интонация основа музыкальному произведению
музыки;
знаки препинания и интонация
-уметь применять элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой
деятельности
-знать особенности
характера музыки
-уметь применять элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой

деятельности

3.

«Жизнь
художест
венного
образа.
Тема и
развитие»

16.

Обобщение изученного

17.

Исполнительское развитие
музыки.

- знать: пластическое и
вокальное зерно-интонации
-уметь применять элементы
музыкальной речи в различных
видах творческой
деятельности
-знать: музыка – искусство в
движении;
-уметь выявлять
особенности
исполнительского развития;

18.

Развитие музыки в симфонической
сказке

21.
22.

Развитие музыки в симфонической
сказке. Петя и волк. С.
Прокофьев. Изобразительные
интонации. Птичка, кошка, волк,
утка
Развитие музыки в симфонической
сказке. Петя и волк. С.
Прокофьев. Сопоставление и
столкновение различных тембров
Динамическое развитие музыки
Ладовое развитие музыки

23.

Ритмическое развитие музыки

19.

20.

-уметь ориентироваться в
многообразии музыкальных
жанров
-уметь определять характер,
настроение, средства
музыкальной
выразительности
-узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов
-знать тембровое развитие
Знать особенности ладового и
динамического
--уметь определять развитие
музыки
Знать особенности

- чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе
отечественной художественной
культурой;
-принимать и сохранять учебную
задачу;
- строить сообщения в устных и
письменных формах;
- выражать своё отношение к
музыкальному произведению

24.

25.

4.

«Развитие
как
становлен
ие
художеств
енной
формы»

Темповое развитие музыки

Тембровое развитие музыки

26.
27.

Обобщение изученного
Построение(Формы) музыки.

28.
29.
30.

Куплетнач форма музыки
Двухчастная форма музыки
Трехчастная форма музыки

31.

Построение музыки. Форма Рондо

ритмического мелодического
развития;
-уметь ориентироваться в
многообразии музыкальных
жанров
-понятие канон;
-уметь исполнять
произведения с каноническим
развитием
-знать творчество Ф.
Шуберта; Э. Грига;
-уметь выявлять
разновидности и особенности
развития музыки
композиторов

- учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и
эстетического;
-принимать и сохранять учебную
задачу;
-размышлять о музыкальном
произведении как способе выражения
чувств и мыслей человека;
-размышлять над образами
музыкального произведения,
Эстетически откликаться на
музыкальное искусство

- знать особенности
построения куплетной формы
музыки.
Научится опрелять
двухчастную форму и
исполнять

- выражать своё отношение к
музыкальному произведению

- знать особенности и
способы развития 3-х частной
формы музыки;
-уметь определять и
исполнять
- знать особенности и
способы развития формы
музыки -рондо;

- ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
-выделение и осознание учащимся

32.

Построение музыки. Форма
Вариации

33.

Вокальные произведения

34.

Урок-концерт

-уметь определять и
исполнять
знать особенности и способы
развития формы музыкивариации;
-уметь определять и
исполнять
- уметь исполнять песни в
соответствии с
интонационным развитием
музыкального произведения
Обобщение тем года

того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения;
-соответственно,
слушая
музыкальное произведение на уроке,
необходимо, прежде всего, обращать
внимание на интонационный анализ;
-использование речи для регуляции
своего действия

Календарно-тематическое планирование
Класс: 3
Всего: 34 часа
№
Ра
зд
е
ла

1.

Название
раздела

Характерн
ые черты
русской
музыки

Колво
часо
в по
Тема урока
разд
е
лу
Путешествие на родину
1.
русского музыкального языка

Дата
реали
за
ции

Планируемые результаты по разделу
Предметные

- знать понятия:
мелодия, композитор
исполнитель, распев
-уметь исполнять вокальные
произведения в
соответствии с характером
произведенияч

2.

Едем в фольклорную
экспедицию

-знать понятия: мелодия,
аккомпанемент; запев,
припев
-уметь определять на слух
основные жанры музыки

Метапредметные

- учебно-познавательный интерес
к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и
эстетического;
-принимать и сохранять учебную
задачу;
-размышлять о музыкальном
произведении как способе
выражения чувств и мыслей
человека;
- выражать своё отношение к
музыкальному произведению

3.

Как это бывает, когда песни не
умирают

4.

Едем на Север

5.
6.

Едем на Юг
Специфика народной песни

7.

Функции и особенности
народной песни

знать понятия:
- ориентация в нравственном
историю появления народной содержании и смысле как
песни;
собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- уметь определять
особенности народной песни - внесение необходимых
дополнений и корректив в план и
знать особенности песен
способ действия в случае
жителей севера
расхождения эталона, реального
действия и его результата;
-знать особенности песен
жителей юга
- уметь исполнять народные
песни а соответствии с их
характером
- уметь применить знания в
исполнении вокальных
народных произведений

-осуществлять поиск необходимой
информации дня выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы;
- активное слушание музыкальных
произведений, анализ и
обсуждение услышанного;
-основы гражданской
идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю

8.

Своеобразие песенного
фольклора уральских казаков

-знать своеобразие
песенного фольклора
кубанских казаков;
-уметь выявлять жанровое
особенности казачьих песен
как способ передачи
состояний человека,

2.

Народное
музыкально
е
творчество
–
«энциклопе
дия»
русской
интонацио
нности

9.

Мелодизм, напевность
народной песни

природы
- знать особенности
мелодизма народной песни;
-уметь определять
музыкальные интонации
-узнавать изученные
музыкальные произведения

-принимать и сохранять учебную
задачу;
-размышлять о музыкальном
произведении как способе
выражения чувств и мыслей
человека;
- выражать своё отношение к
музыкальному произведению;

10.

Жанры народной песни

11.

Исторические песни и
былинный эпос

12.

Героико-патриотическая
тематика
Лирические песни
Походные песни
Календарные песни
Обрядовые песни
Частушки и страдания
Плясовые наигрыши
Народная песня в царских
палатах

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

-уметь выявлять жанровое
начало как способ передачи
состояний человека,
природы
-знать особенности жанров
исторической песни и
былинного эпоса
-знать особенности жанров
народной песни и
особенности их исполнения
-уметь исполнять песни в
соответствии с характером
народной
песни
-знать: музыка – искусство
в движении;
-уметь выявлять
особенности

-проводить сравнение, сериацию и
классификацию по заданным
критериям;
-устанавливать причинноследственные связи в изучаемом
круге явлений
- чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе
отечественной художественной
культурой;
-принимать и сохранять учебную
задачу;
- строить сообщения в устной и
письменной форм;
- выражать своё отношение к
музыкальному произведению

3.

4.

5.

Истоки
русского
классическо
го романса

Композито
рская
музыка для
церкви
Народная и
профессион

20.

Связь народной и
композиторской музыки

21.

Русский романс

22.

Крестьянская песня

23.

Городская лирика

24.

Старинный романс.

исполнительского развития
народной музыки;
-уметь определять
характер, настроение,
средства музыкальной
выразительности народной
и композиторской музыки
-знать особенности звучания
русского романса и сравнить
его с жанром лирической
народной песни;
-уметь исполнять жанры
песен данного характера
-знать особенности
ладового и динамического
-уметь определять развитие
музыки
-знать особенности
старинного романса;
-уметь ориентироваться в
многообразии музыкальных
жанров
-знать образцы
музыкального фольклора,
особенности городского
салонного и лирического
романса

25.
26.

Городской салонный романс
Лирический романс

27.

Музыка в храме.
«Богородице Дева, радуйся»

-знать особенности
звучания духовной музыки в
жизни русского человека

Обработка народных песен

- знать понятия обработка,
и интонационные

28.

- учебно-познавательный интерес
к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и
эстетического;
-принимать и сохранять учебную
задачу;
-размышлять о музыкальном
произведении как способе
выражения чувств и мыслей
человека;
-размышлять над образами
музыкального произведения,
эстетически откликаться на
музыкальное искусство
- выражать своё отношение к

особенности народной
музыки в творчестве
композиторов;

альнокомпозитор
ская музыка
в русской
музыкально
й культуре

музыкальному произведению

-уметь определять звучания
произведений в обработке
29.

30.

32.
33.
34.

Интонационные особенности
народной музыки в творчестве
композиторов
Ритмические особенности
народной музыки в творчестве
композиторов

Картины народной жизни в
музыке композиторов
Сказка ложь, да в ней – намёк
Русская сказка в произведениях
композиторов.
Обобщение тем года

-знать ритмические
особенности народной
музыки в творчестве
композиторов;
-уметь исполнять
ритмические рисунки
- знать особенности и
способы развития народной
жизни в музыке
композиторов
Обобщить знания
полученные
на уроках

- ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на
анализ соответствия
результатов требованиям
конкретной задачи;
-выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще
нужно
усвоить,
осознание
качества и уровня усвоения

Календарно-тематическое планирование
4класс
34 часа
№
раздела

Наименование разделов

Колво
часов
по
разде
лу

Дата
реализ
ации

Планируемые результаты по разделу

Предметные

Метапредметные

Многоцветие музыкальной картины мира (7ч.)
1

2.

3.

4.

5

6

7
8

Музыка стран мира:
Германии, Польши,
Венгрии ИКТ
Музыка стран мира:
Испании, Норвегии, США
ИКТ
Специфика музыкального
высказывания

1

Взаимосвязь музыкального
языка и национальной
разговорной речи
Соотнесение особенностей
западноевропейской
музыки со славянскими
корнями русской музыки.
Музыкальная картина
мира-итоговый урок,
викторина ИКТ
Вокальные произведения
Резервный урок

1

1

1

Наблюдение за развитием музыки
разных композиторов
Уметь анализировать в произведениях
разных композиторов мира, средства
музыкальной выразительности
Анализировать музыкальные
произведения

1

Сравнение стилей музыки разных
композиторов

1

Подготовка творческих работ:
сообщений, исследований
музыки стран мира

1
1

-Овладение
способностью
принимать
и
сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
-освоение
способов
решения
проблем
творческого и поискового характера
-формирование
умения
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы решения
-Освоение форм познавательной и личностной
рефлексии;
-использование знаково-символических средств
представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и
средств информационных и коммуникационных
технологий
(ИКТ)
для
решения
коммуникативных и познавательных задач

9

1. Музыка мира сквозь
1
«призму» русской классики

10

1

15

2.Роль восточных мотивов
в становлении русской
музыкальной классики
3. Мелодика Италии в
произведения
П.И.
Чайковского
4. Музыкальное
«путешествие»
М.И.Глинки в Испанию
5. Тема японской песни в
произведениях Д.Б.
Кабалевского
6.Путешествие на Украину.
ИКТ
7.Тест по теме, викторина

16

8. Урок - концерт

1

17

1.Музыка ближнего
зарубежья – Беларусь.
Украина ИКТ
2. Музыка ближнего
зарубежья – Молдова,
Казахстан ИКТ

1

11

12

13

14

18

1

1

1

1
1

Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч)
Наблюдение за развитием музыки
-принимать и сохранять учебную задачу;
разных композиторов и русской
-размышлять о музыкальном произведении как
классики
способе выражения чувств и мыслей человека;
- выражать своё отношение к музыкальному
произведению
Сравнение стилей музыки разных
Использование различных способов поиска
композиторов
(в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации,
Знать стилевые
передачи и интерпретации информации в
особенности итальянской
соответствии
с
коммуникативными
и
музыки
познавательными задачами и технологиями
Знать стилевые
учебного предмета «музыка»;
особенности испанской
-овладение навыками смыслового чтения
музыки
текстов различных стилей и жанров в
Знать стилевые
соответствии с целями и задачами;
особенности японской
-осознанно строить речевое высказывание в
музыки
соответствии с задачами коммуникации и
Знакомство с культурой
составлять тексты в устной и письменной
Украины
формах;
Контроль знаний по пройденному
-овладение логическими действиями сравнения,
материалу
анализа, синтеза, обобщения, классификации по
Проявить творческие способности в
родовидовым
признакам,
установления
музыкально-ритмической и
аналогий и причинно-следственных связей,
исполнительской деятельности
построения
рассуждений,
отнесения
к
известным понятиям.
Музыкальное общение без границ (10ч)
Знать стилевые особенности музыки
славянского народа

1
Наблюдение за развитием музыки разных
композиторов стран мира

- Готовность слушать собеседника и вести
диалог; признавать возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий

3. Музыка ближнего
зарубежья - Балтия ИКТ
4.Музыкальные портреты
выдающихся
представителей
зарубежных национальных
музыкальных культур –
Бах, Моцарт, Шуберт. ИКТ

1
1

Сравнение стилей музыки разных
композиторов;
-знать
стилевые
особенности
композиторов Баха, Моцарта, Шуберт

- Формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать в
ситуациях неуспеха

5. Музыкальные портреты
выдающихся
представителей
зарубежных национальных
музыкальных культур –
Шуман, Шопен. ИКТ
6. Музыкальные портреты
выдающихся
представителей
зарубежных национальных
музыкальных культур –
Лист, Дебюсси. ИКТ
7. Музыкальный салон как
форма музыкального
представительства

1

-знать
музыкальное
творчество
представителей зарубежной музыкальной
культуры
–
Шумана,
Шопена.
использование презентаций

-Определение общей цели и путей ее

24

8.Творческие работы

1

25

9.Тест по теме, викторина

1

26

Резервный урок

1

27

1.Произведения крупной

1

- знать особенности произведений

- размышлять над образами музыкального

19
20

21

22

23

1

1

достижения;
-договариваться о распределении функций и
ролей
в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
- знать творчество композиторов – Листа, оценивать
собственное
поведение
и
Дебюсси,
поведение окружающих;
- уметь исполнять вокальные
-готовность
конструктивно
разрешать
произведения в соответствии с их
конфликты посредством компромисса и
характером звучания
сотрудничества;
-овладение начальными сведениями о
- уметь высказывать мнение о раннее
сущности
и
особенностях
объектов,
изученных музыкальных произведениях; процессов и явлений действительности
воспринимать музыку и выражать свое
(природных,
социальных,
культурных,
отношение к музыкальному
технических и др.) в соответствии с
произведению
содержанием учебного предмета «музыка»;
-овладение базовыми предметными и
Защита творческих работ и сообщений
межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между
Контроль знаний по пройденному объектами и процессами;
материалу
-умение работать в материальной и
информационной среде начального общего
образования
Искусство слышать музыку(10ч)

формы, как этап развития
музыкальной культуры
человека

крупной формы,

произведения,
эстетически откликаться на музыкальное
искусство

-использование музыкальных образов при
создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций,
исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации
- знать понятия: опера, ария, увертюра,
хор, оркестровая яма; историю появления
жанра
- разбираться в содержании музыкальных
произведений;
- проявлять свое отношение к
прослушанному произведению

-договариваться о распределении функций и
ролей
в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение окружающих.

Готовность слушать собеседника и вести
диалог; признавать возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
- выражать своё отношение к музыкальному
произведению

28

2. Вокальные произведения

1

29
30

3. Русская опера. ИКТ
4.Западная опера ИКТ

1
1

31

1

33

5.Обобщение
проблематики - от родовых
истоков музыкального
искусства до основ
музыкальной драматургии.
Разучивание песен.
6.Обобщение
проблематики - от родовых
истоков музыкального
искусства до основ
музыкальной драматургии.
Разучивание песен.
7. Тест, викторина

1

- контроль знаний полученные на уроке

34

Вокальные произведения.

1

- уметь исполнять песни в соответствии с
их развитием и характером
- защита творческих работ и сообщений

32

35

Творческие работы

1

-осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной
формах;
-овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным
понятиям


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».