Рабочая программа От слова к тексту 14-15 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Невьянского городского округа
г. Невьянск, ул Долгих. 69___________________тел. 2-17-36, Факс 4-20-09

Согласовано:
Председатель методического
совета ;9£'<:глУ/ ( Колташова С
протокол № У '
от
tf& y c /n st 2024 г.

ногоров С.Г.)
2024 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности

Название курса: «От слова к тексту»
Направление: общеинтеллектурльное
Возраст: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год

ФИО учителя: Бурдыгина О.Н.
Должность:
учитель русского языка и литературы

2024 год

Пояснительная записка
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении
образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед
школой.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за
великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на
свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают
ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей
постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание
внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются
применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся,
вносят элементы занимательности в занятия по языку.
Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности
в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных
понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством
выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.
Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся.
Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения,
грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке,
анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с
историей отдельных слов и выражений.
Цель курса - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять
приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
Развивающие:
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с различными
источниками информации.
Методы обучения - исследовательский, частично-поисковый.
Приемы обучения - активные и интерактивные.
Формы обучения - индивидуальная, групповая (в т.ч. парная).
Режим занятий - 40 минут, 1 занятие в неделю, 34 занятия в течение учебного года.

Результаты освоения элективного курса «От слова к тексту»:
Личностные:
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и
самооценка, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание
роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка
РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и
профессиональной деятельности, социализации и самореализации);
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
(достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм,
способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих
поступков, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию).
Метапредметне:
Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и
самостоятельность)
1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
• работа с информацией
• работа с учебными моделями
• использование знако-символических средств, общих схем решения
• выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные:
• речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни;
способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

•

•

•

навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации
устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и
дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных
стилей и жанров;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить
устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения,
участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать
знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы
Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и
систематизации материала на определенную тему, умение анализировать,
сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою
точку зрения)

Предметные:
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся узнают:
• сведения из истории славянской письменности;
• исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
• лексические термины;
• художественно-выразительные средства языка;
• основные стили и типы речи;
• основные орфографические правила русского языка; источники возникновения
фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся научатся:
• опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
• работать со словарем и составлять словарную статью;
• извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
коммуникативных задач;
• анализировать и составлять собственный текст.

Учебно-тематический план
Название тем курса

Кол-во
часов

1

Введение.

1

2

Структура итогового собеседования по
русскому языку. Критерии оценки заданий.
Основные правила выразительного
чтения текста. Интонация. Темп.
Коммуникативная задача.
Пересказ текста. Способы запоминания
текста.
Способы цитирования. Уместное,
логичное включение цитаты в текст.
Контроль. Пересказ текста с
включением цитаты.
Культура ведения монолога. Тип речи
повествование.
Культура ведения монолога. Тип речи
описание.
Культура ведения монолога. Тип речи
рассуждение.
Практикум по ведению монолога.
Контроль. Монологическое
высказывание.
Понятие о диалоге. Структура диалога.
Особенности диалога. Основные
правила ведения диалога.
Контроль. Диалог.
Сжатое изложение. Критерии
оценивания.
Микротема. Приёмы сжатия текста.

1

Форма занятий
(деятельность на
уроке)
Беседа. Работа с
демоверсиями.
Презентация.

1

Практикум.

1

Практикум.

1

Практикум.

1

Работа в группах.

1

Практикум.

1

Практикум.

1

Практикум.

1
1

Работа в группах.
Работа в группах.

1
1

Практикум.
Работа в группах.

1
1

Работа в группах.
Презентация.

1

Алгоритм написания сжатого
изложения.
Сжатое изложение прослушанного
текста.
Анализ изложения. Редактирование.
Контроль. Сжатое изложение.
Особенности сочинения-рассуждения.
Критерии оценивания.

1

Презентация.
Практикум.
Презентация.

1

Практикум.

1
1
1

Композиция сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему.
Алгоритм объяснения цитаты.
Аргументация в сочинении на

1

Работа в группах.
Практикум.
Мозговой штурм.
Работа с демоверсией.
Работа с клише.

1
1

Практикум.
Практикум.

№
п/п

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Дата

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

лингвистическую тему.
1
Контроль. Сочинение на
лингвистическую тему.
1
Анализ сочинения. Редактирование.
Аргументация в сочинении по
1
прочитанному тексту.
Контроль. Сочинение по прочитанному 1
тексту.
Композиция сочинения-рассуждения на 1
морально-этическую тему
Алгоритм формулировки определения
1
морально-этического понятия.
Аргументация в сочинении на
1
морально-этическую тему.
Контроль. Сочинение по прочитанному 1
тексту.
Критерии оценивания грамотности
1
изложения и сочинения.
1
Обобщение изученного.
ИТОГО 34 часа

Практикум.
Работа в группах.
Практикум.
Практикум.
Работа с клише.
Практикум.
Практикум.
Практикум.
Практикум.
Беседа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».