Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 Невьянского городского округа г. Невьянск, ул Долгих. 69___________________тел. 2-17-36, Факс 4-20-09 Согласовано: Председатель методического совета ;9£'<:глУ/ ( Колташова С протокол № У ' от tf& y c /n st 2024 г. ногоров С.Г.) 2024 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности Название курса: «От слова к тексту» Направление: общеинтеллектурльное Возраст: 14-15 лет Срок реализации: 1 год ФИО учителя: Бурдыгина О.Н. Должность: учитель русского языка и литературы 2024 год Пояснительная записка Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку. Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе. Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках. Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений. Цель курса - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Задачи: Обучающие: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; - совершенствование общего языкового развития учащихся; - углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с различными источниками информации. Методы обучения - исследовательский, частично-поисковый. Приемы обучения - активные и интерактивные. Формы обучения - индивидуальная, групповая (в т.ч. парная). Режим занятий - 40 минут, 1 занятие в неделю, 34 занятия в течение учебного года. Результаты освоения элективного курса «От слова к тексту»: Личностные: - самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации); - смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания") (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью); - морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию). Метапредметне: Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность) 1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: • работа с информацией • работа с учебными моделями • использование знако-символических средств, общих схем решения • выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные: • речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) • • • навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения) владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения) Предметные: Ожидаемые результаты: Обучающиеся узнают: • сведения из истории славянской письменности; • исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка; • лексические термины; • художественно-выразительные средства языка; • основные стили и типы речи; • основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок. Обучающиеся научатся: • опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания; • работать со словарем и составлять словарную статью; • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач; • анализировать и составлять собственный текст. Учебно-тематический план Название тем курса Кол-во часов 1 Введение. 1 2 Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий. Основные правила выразительного чтения текста. Интонация. Темп. Коммуникативная задача. Пересказ текста. Способы запоминания текста. Способы цитирования. Уместное, логичное включение цитаты в текст. Контроль. Пересказ текста с включением цитаты. Культура ведения монолога. Тип речи повествование. Культура ведения монолога. Тип речи описание. Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. Практикум по ведению монолога. Контроль. Монологическое высказывание. Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. Контроль. Диалог. Сжатое изложение. Критерии оценивания. Микротема. Приёмы сжатия текста. 1 Форма занятий (деятельность на уроке) Беседа. Работа с демоверсиями. Презентация. 1 Практикум. 1 Практикум. 1 Практикум. 1 Работа в группах. 1 Практикум. 1 Практикум. 1 Практикум. 1 1 Работа в группах. Работа в группах. 1 1 Практикум. Работа в группах. 1 1 Работа в группах. Презентация. 1 Алгоритм написания сжатого изложения. Сжатое изложение прослушанного текста. Анализ изложения. Редактирование. Контроль. Сжатое изложение. Особенности сочинения-рассуждения. Критерии оценивания. 1 Презентация. Практикум. Презентация. 1 Практикум. 1 1 1 Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Алгоритм объяснения цитаты. Аргументация в сочинении на 1 Работа в группах. Практикум. Мозговой штурм. Работа с демоверсией. Работа с клише. 1 1 Практикум. Практикум. № п/п 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Дата 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 лингвистическую тему. 1 Контроль. Сочинение на лингвистическую тему. 1 Анализ сочинения. Редактирование. Аргументация в сочинении по 1 прочитанному тексту. Контроль. Сочинение по прочитанному 1 тексту. Композиция сочинения-рассуждения на 1 морально-этическую тему Алгоритм формулировки определения 1 морально-этического понятия. Аргументация в сочинении на 1 морально-этическую тему. Контроль. Сочинение по прочитанному 1 тексту. Критерии оценивания грамотности 1 изложения и сочинения. 1 Обобщение изученного. ИТОГО 34 часа Практикум. Работа в группах. Практикум. Практикум. Работа с клише. Практикум. Практикум. Практикум. Практикум. Беседа.