Рабочая программа Труд (технология) 5-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4
Невьянского городского округа
МБОУ СОШ № 4

СОГЛАСОВАНО
председатель методического совета
Колташова С.Н.
Приказ № 1
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5531530)
учебного предмета «Труд (технология)»
для обучающихся 5 - 9 классов

Невьянск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» интегрирует
знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для
формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико­
технологического, проектного, креативного и критического мышления на
основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного
подхода в реализации содержания, воспитания осознанного отношения к
труду, как созидательной деятельности человека по созданию материальных
и духовных ценностей.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» знакомит
обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными,
информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В
рамках освоения программы по предмету «Труд (технология)» происходит
приобретение базовых навыков работы с современным технологичным
оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром
профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой
деятельности.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» раскрывает
содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и
формирование
пространства
профессиональной
ориентации
и
самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение,
промышленный дизайн, ЭЭ-моделирование, прототипирование, технологии
цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные
технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического
управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики,
строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых
продуктов.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» конкретизирует
содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты.
Стратегическим
документом,
определяющими
направление
модернизации содержания и методов обучения, является ФГОС ООО.
Основной целью освоения содержания программы по учебному
предмету «Труд (технология)» является формирование технологической
грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления.
Задачами учебного предмета «Труд (технология)» являются:

подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в
том числе на мотивационном уровне - формирование потребности и
уважительного отношения к труду, социально ориентированной
деятельности;
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной
области «Технология»;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими
знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии
с поставленными целями, исходя из экономических, социальных,
экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и
общественной безопасности;
формирование
у
обучающихся
культуры
проектной
и
исследовательской
деятельности,
готовности
к
предложению
и
осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой
деятельности цифровых инструментов и программных сервисов,
когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и
склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности,
владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Технологическое образование обучающихся носит интегративный
характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом,
создает возможность применения научно-теоретических знаний в
преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в
реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности,
воспитания культуры личности во всех ее проявлениях (культуры труда,
эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее
проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости,
развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды
труда и сферы профессиональной деятельности.
Основной методический принцип программы по учебному предмету
«Труд (технология)»: освоение сущности и структуры технологии
неразрывно связано с освоением процесса познания - построения и анализа
разнообразных моделей.
Программа по предмету «Труд (технология)» построена по модульному
принципу.
Модульная программа по учебному предмету «Труд (технология)»
состоит из логически завершенных блоков (модулей) учебного материала,

позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов, и
предусматривает разные образовательные траектории ее реализации.
Модульная программа по учебному предмету «Труд (технология)»
включает обязательные для изучения инвариантные модули, реализуемые в
рамках, отведенных на учебный предмет часов.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ "ТРУДУ (ТЕХНОЛОГИЯ)”
Модуль «Производство и технологии»
Модуль «Производство и технологии» является общим по отношению к
другим модулям. Основные технологические понятия раскрываются в
модуле в системном виде, что позволяет осваивать их на практике в рамках
других инвариантных и вариативных модулей.
Особенностью современной техносферы является распространение
технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий
становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные,
информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в
знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из
значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий.
Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего
курса технологии на уровне основного общего образования. Содержание
модуля построено на основе последовательного знакомства обучающихся с
технологическими процессами, техническими системами, материалами,
производством и профессиональной деятельностью.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий
обработки материалов по единой схеме: историко-культурное значение
материала, экспериментальное изучение свойств материала, знакомство с
инструментами, технологиями обработки, организация рабочего места,
правила безопасного использования инструментов и приспособлений,
экологические последствия использования материалов и применения
технологий, а также характеризуются профессии, непосредственно связанные
с получением и обработкой данных материалов. Изучение материалов и
технологий предполагается в процессе выполнения учебного проекта,
результатом
которого
будет
продукт-изделие,
изготовленный
обучающимися. Модуль может быть представлен как проектный цикл по
освоению технологии обработки материалов.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»

В рамках данного модуля обучающиеся знакомятся с основными видами
и областями применения графической информации, с различными типами
графических изображений и их элементами, учатся применять чертёжные
инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с
соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными
графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их
помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской
документации и графических моделей, овладевают навыками чтения,
выполнения
и
оформления сборочных чертежей,
ручными
и
автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и
технических рисунков деталей, осуществления расчётов по чертежам.
Приобретаемые в модуле знания и умения необходимы для создания и
освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на
решение
задачи укрепления кадрового
потенциала российского
производства.
Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть
представлено, в том числе, и отдельными темами или блоками в других
модулях. Ориентиром в данном случае будут планируемые предметные
результаты за год обучения.
Модуль «Робототехника»
В модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных
и информационных технологий. Значимость данного модуля заключается в
том, что при его освоении формируются навыки работы с когнитивной
составляющей (действиями, операциями и этапами).
Модуль «Робототехника» позволяет в процессе конструирования,
создания действующих моделей роботов интегрировать знания о технике и
технических
устройствах,
электронике,
программировании,
фундаментальные знания, полученные в рамках учебных предметов, а также
дополнительного образования и самообразования.
Модуль «3Б-моделирование, прототипирование, макетирование»
Модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного
методического принципа модульного курса технологии: освоение технологии
идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого
является моделирование. При этом связь технологии с процессом познания
носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить
составляющие её элементы и открывает возможность использовать
технологический подход при построении моделей, необходимых для
познания объекта. Модуль играет важную роль в формировании знаний и

умений, необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов
(предметов), освоения и создания технологий.
Общее число часов, отведенное на изучение учебного предмета "Труд
(технология) - 272 часа: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технологии»
5 класс
Технологии вокруг нас. Материальный мир и потребности человека.
Трудовая деятельность человека и создание вещей (изделий).
Материальные технологии. Технологический процесс. Производство и
техника. Роль техники в производственной деятельности человека.
Классификация техники.
Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект
как форма организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной
деятельности. Проектная документация.
Какие бывают профессии. Мир труда и профессий. Социальная
значимость профессий.
6 класс
Модели и моделирование.
Виды машин и механизмов. Кинематические схемы.
Технологические задачи и способы их решения.
Техническое моделирование и конструирование.
документация.
Перспективы развития техники и технологий.
Мир профессий. Инженерные профессии.

Конструкторская

7 класс
Создание технологий как основная задача современной науки.
Промышленная эстетика. Дизайн.
Народные ремёсла. Народные ремёсла и промыслы России.
Цифровизация производства. Цифровые технологии и способы
обработки информации.
Управление технологическими процессами. Управление производством.
Современные и перспективные технологии.
Понятие высокотехнологичных отраслей. «Высокие технологии»
двойного назначения.
Разработка и внедрение технологий многократного использования
материалов, технологий безотходного производства.
Мир
профессий.
Профессии,
связанные
с
дизайном,
их
востребованность на рынке труда.

Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
5 класс
Графическая информация как средство передачи информации о
материальном мире (вещах). Виды и области применения графической
информации (графических изображений).
Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты.
Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы,
эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другое.).
Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур,
буквы и цифры, условные знаки).
Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб,
виды, нанесение размеров).
Чтение чертежа.
Мир профессий.
Профессии,
связанные с черчением,
их
востребованность на рынке труда.
6 класс
Создание проектной документации.
Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений.
Стандарты оформления.
Понятие о графическом редакторе, компьютерной графике.
Инструменты графического редактора. Создание эскиза в графическом
редакторе.
Инструменты для создания и редактирования текста в графическом
редакторе.
Создание печатной продукции в графическом редакторе.
Мир профессий.
Профессии,
связанные с черчением, их
востребованность на рынке труда.
7 класс
Понятие о конструкторской документации. Формы деталей и их
конструктивные элементы. Изображение и последовательность выполнения
чертежа. Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
Государственный стандарт (ГОСТ).
Общие сведения о сборочных чертежах. Оформление сборочного
чертежа. Правила чтения сборочных чертежей.

Понятие графической модели.
Применение компьютеров для разработки графической документации.
Построение геометрических фигур, чертежей деталей в системе
автоматизированного проектирования.
Математические, физические и информационные модели.
Графические модели. Виды графических моделей.
Количественная и качественная оценка модели.
Мир профессий.
Профессии,
связанные с черчением, их
востребованность на рынке труда.

Модуль «3Б-моделирование, прототипирование, макетирование»
7 класс
Виды и свойства, назначение моделей. Адекватность модели
моделируемому объекту и целям моделирования.
Понятие о макетировании. Типы макетов. Материалы и инструменты
для бумажного макетирования. Выполнение развёртки, сборка деталей
макета. Разработка графической документации.
Создание объёмных моделей с помощью компьютерных программ.
Программы для просмотра на экране компьютера файлов с готовыми
цифровыми трёхмерными моделями и последующей распечатки их
развёрток.
Программа для редактирования готовых моделей и последующей их
распечатки. Инструменты для редактирования моделей.
Мир профессий. Профессии, связанные с ЭИ-печатью.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
5 класс
Технологии обработки конструкционных материалов.
Проектирование, моделирование, конструирование основные
составляющие технологии. Основные элементы структуры технологии:
действия, операции, этапы. Технологическая карта.
Бумага и её свойства. Производство бумаги, история и современные
технологии.
Использование древесины человеком (история и современность).
Использование древесины и охрана природы. Общие сведения о древесине

хвойных и лиственных пород. Пиломатериалы. Способы обработки
древесины. Организация рабочего места при работе с древесиной.
Ручной и электрифицированный инструмент для обработки древесины.
Операции (основные): разметка, пиление, сверление, зачистка,
декорирование древесины.
Народные промыслы по обработке древесины.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой
древесины.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из
древесины».
Технологии обработки пищевых продуктов.
Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи.
Рациональное, здоровое питание, режим питания, пищевая пирамида.
Значение выбора продуктов для здоровья человека.
Интерьер кухни, рациональное размещение мебели. Посуда,
инструменты, приспособления для обработки пищевых продуктов,
приготовления блюд.
Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания.
Утилизация бытовых и пищевых отходов.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой
пищевых продуктов.
Основы материаловедения. Текстильные материалы (нитки, ткань),
производство и использование человеком. История, культура.
Современные технологии производства тканей с разными свойствами.
Технологии получения текстильных материалов из натуральных
волокон растительного, животного происхождения, из химических волокон.
Свойства тканей.
Мир профессий. Профессии, связанные со швейным производством.
6 класс
Технологии обработки конструкционных материалов.
Получение и использование металлов человеком. Рациональное
использование, сбор и переработка вторичного сырья. Общие сведения о
видах металлов и сплавах. Тонколистовой металл и проволока.
Народные промыслы по обработке металла.
Способы обработки тонколистового металла.
Слесарный верстак. Инструменты для разметки, правки, резания
тонколистового металла.

Операции (основные): правка, разметка, резание, гибка тонколистового
металла.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой
металлов.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из металла».
Выполнение проектного изделия по технологической карте.
Потребительские и технические требования к качеству готового
изделия.
Оценка качества проектного изделия из тонколистового металла.
Технологии обработки пищевых продуктов.
Определение качества молочных продуктов, правила хранения
продуктов.
Мир профессий. Профессии, связанные с пищевым производством.
Современные текстильные материалы, получение и свойства.
Одежда, виды одежды. Мода и стиль.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством одежды.
7 класс
Технологии обработки конструкционных материалов.
Обработка
древесины.
Технологии
механической
обработки
конструкционных материалов. Технологии отделки изделий из древесины.
Обработка металлов. Технологии обработки металлов. Конструкционная
сталь. Токарно-винторезный станок. Изделия из металлопроката. Резьба и
резьбовые соединения. Нарезание резьбы. Соединение металлических
деталей клеем. Отделка деталей.
Пластмасса и другие современные материалы: свойства, получение и
использование.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из
конструкционных и поделочных материалов».
Технологии обработки пищевых продуктов.
Рыба, морепродукты в питании человека. Виды промысловых рыб.
Охлаждённая, мороженая рыба. Механическая обработка рыбы. Показатели
свежести рыбы. Требования к качеству рыбных блюд. Рыбные консервы.
Мясо животных, мясо птицы в питании человека. Показатели свежести
мяса. Виды тепловой обработки мяса.
Мир профессий. Профессии, связанные с общественным питанием.
Технологии обработки текстильных материалов.
Модуль «Робототехника»

5 класс
Автоматизация и роботизация. Принципы работы робота.
Классификация современных роботов. Виды роботов, их функции и
назначение.
Взаимосвязь конструкции робота и выполняемой им функции.
Робототехнический конструктор и комплектующие.
Чтение схем. Сборка роботизированной конструкции по готовой схеме.
Базовые принципы программирования.
Визуальный язык для программирования простых робототехнических
систем.
Мир профессий. Профессии в области робототехники.
6 класс
Мобильная
робототехника.
Организация
перемещения
робототехнических устройств.
Транспортные роботы. Назначение, особенности.
Знакомство с контроллером, моторами, датчиками.
Сборка мобильного робота.
Принципы программирования мобильных роботов.
Изучение интерфейса визуального языка программирования, основные
инструменты и команды программирования роботов.
Мир профессий. Профессии в области робототехники.
Учебный проект по робототехнике.
7 класс
Промышленные и бытовые роботы, их классификация, назначение,
использование.
Беспилотные автоматизированные системы, их виды, назначение.
Программирование контроллера, в среде конкретного языка
программирования, основные инструменты и команды программирования
роботов.
Реализация алгоритмов управления отдельными компонентами и
роботизированными системами.
Анализ и проверка на работоспособность, усовершенствование
конструкции робота.
Мир профессий. Профессии в области робототехники.
Учебный проект по робототехнике.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд
(технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской
науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых
и этических проблем, связанных с современными технологиями, в
особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности,
связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных
материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе;
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на
практике достижений науки;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасной работы с
инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту
личности от этих угроз;
6) трудового воспитания:

уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других
людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических
трудовых дел, задач технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с
учётом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация
на
достижение
выдающихся
результатов
в
профессиональной деятельности;
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание
необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд
(технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и
рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для
обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных
явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи,
используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые проектные действия:
выявлять проблемы, связанные с ними цели, задачи деятельности;

осуществлять планирование проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в
форме «продукта»;
осуществлять самооценку процесса и результата проектной
деятельности, взаимооценку.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения
необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной
информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных
инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять
арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом
синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от
поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию,
информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их
достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;

делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия) :
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи
или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при
необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Умение принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при
реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления
учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной
деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных
сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в
социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при
реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как
необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом
законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать
правила
безопасного
использования ручных
и
электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в
соответствии с изучаемой технологией.

Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство и
технологии»
К концу обучения в 5 классе:
называть и характеризовать технологии;
называть и характеризовать потребности человека;
классифицировать технику, описывать назначение техники;
объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать
простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях
окружающего предметного мира;
использовать метод учебного проектирования, выполнять учебные
проекты;
назвать и характеризовать профессии, связанные с миром техники и
технологий.
К концу обучения в 6 классе:
называть и характеризовать машины и механизмы;
характеризовать предметы труда в различных видах материального
производства;
характеризовать
профессии,
связанные
с
инженерной
и
изобретательской деятельностью.
К концу обучения в 7 классе:
приводить примеры развития технологий;
называть и характеризовать народные промыслы и ремёсла России;
оценивать области применения технологий, понимать их возможности и
ограничения;
оценивать условия и риски применимости технологий с позиций
экологических последствий;
выявлять экологические проблемы;
характеризовать профессии, связанные со сферой дизайна.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная
графика. Черчение»
К концу обучения в 5 классе:
называть виды и области применения графической информации;
называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма,
графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта,
пиктограмма и другие);
называть основные элементы графических изображений (точка, линия,
контур, буквы и цифры, условные знаки);
называть и применять чертёжные инструменты;

читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись,
масштаб, виды, нанесение размеров);
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной
графикой их востребованность на рынке труда.
К концу обучения в 6 классе:
знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с
использованием чертёжных инструментов;
знать и использовать для выполнения чертежей инструменты
графического редактора;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их
помощью графические тексты;
создавать тексты, рисунки в графическом редакторе;
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной
графикой их востребованность на рынке труда.
К концу обучения в 7 классе:
называть виды конструкторской документации;
называть и характеризовать виды графических моделей;
выполнять и оформлять сборочный чертёж;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и
технических рисунков деталей;
владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей,
эскизов и технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной
графикой их востребованность на рынке труда.
Предметные результаты освоения содержания модуля «3Dмоделирование, прототипирование, макетирование»
К концу обучения в 7 классе:
называть виды, свойства и назначение моделей;
называть виды макетов и их назначение;
создавать макеты различных видов, в том числе с использованием
программного обеспечения;
выполнять развёртку и соединять фрагменты макета;
выполнять сборку деталей макета;
разрабатывать графическую документацию;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями
макетирования, их востребованность на рынке труда.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Технологии
обработки материалов и пищевых продуктов»

К концу обучения в 5 классе:
самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами
проектной деятельности; выбирать идею творческого проекта, выявлять
потребность в изготовлении продукта на основе анализа информационных
источников различных видов и реализовывать её в проектной деятельности;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы;
использовать
средства и
инструменты
информационно­
коммуникационных технологий для решения прикладных учебно­
познавательных задач;
называть и характеризовать виды бумаги, её свойства, получение и
применение;
называть народные промыслы по обработке древесины;
характеризовать свойства конструкционных материалов;
выбирать материалы для изготовления изделий с учётом их свойств,
технологий обработки, инструментов и приспособлений;
называть и характеризовать виды древесины, пиломатериалов;
выполнять простые ручные операции (разметка, распиливание,
строгание, сверление) по обработке изделий из древесины с учётом её
свойств, применять в работе столярные инструменты и приспособления;
исследовать, анализировать и сравнивать свойства древесины разных
пород деревьев;
называть технологии первичной обработки овощей, круп;
называть технологии приготовления блюд из яиц, овощей, круп;
называть виды планировки кухни; способы рационального размещения
мебели;
К концу обучения в 6 классе:
характеризовать свойства конструкционных материалов;
называть народные промыслы по обработке металла;
называть и характеризовать виды металлов и их сплавов;
исследовать, анализировать и сравнивать свойства металлов и их
сплавов;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и
технологическое оборудование;
использовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование при обработке тонколистового металла, проволоки;
выполнять технологические операции с использованием ручных
инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
обрабатывать металлы и их сплавы слесарным инструментом;

определять качество молочных продуктов, называть правила хранения
продуктов;
называть технологии приготовления блюд из молока и молочных
продуктов;
характеризовать современные текстильные материалы, их получение и
свойства;
выбирать текстильные материалы для изделий с учётом их свойств;
характеризовать
мир
профессий,
связанных
с изучаемыми
технологиями, их востребованность на рынке труда.
К концу обучения в 7 классе:
исследовать и анализировать свойства конструкционных материалов;
выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления
выбранного изделия по данной технологии;
применять технологии механической обработки конструкционных
материалов;
осуществлять
доступными
средствами
контроль
качества
изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты;
выполнять художественное оформление изделий;
называть пластмассы и другие современные материалы, анализировать
их свойства, возможность применения в быту и на производстве;
осуществлять изготовление субъективно нового продукта, опираясь на
общую технологическую схему;
оценивать пределы применимости данной технологии, в том числе с
экономических и экологических позиций;
характеризовать технологии приготовления из мяса животных, мяса
птицы;
выбирать текстильные материалы для изделий с учётом их свойств;
характеризовать
мир
профессий,
связанных
с изучаемыми
технологиями, их востребованность на рынке труда.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Робототехника»
К концу обучения в 5 классе:
классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
знать основные законы робототехники;
называть и характеризовать назначение деталей робототехнического
конструктора;
характеризовать составные части роботов, датчики в современных
робототехнических системах;
получить опыт моделирования машин и механизмов с помощью
робототехнического конструктора;

применять навыки моделирования машин и механизмов с помощью
робототехнического конструктора;
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности,
направленной на создание робототехнического продукта;
характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой.
К концу обучения в 6 классе:
называть виды транспортных роботов, описывать их назначение;
конструировать мобильного робота по схеме; усовершенствовать
конструкцию;
программировать мобильного робота;
управлять мобильными роботами в компьютерно-управляемых средах;
называть
и
характеризовать
датчики,
использованные
при
проектировании мобильного робота;
уметь осуществлять робототехнические проекты;
презентовать изделие;
характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой.
К концу обучения в 7 классе:
называть виды промышленных роботов, описывать их назначение и
функции;
характеризовать беспилотные автоматизированные системы;
назвать виды бытовых роботов, описывать их назначение и функции;
использовать датчики и программировать действие учебного робота в
зависимости от задач проекта;
осуществлять
робототехнические
проекты,
совершенствовать
конструкцию, испытывать и презентовать результат проекта;
характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
К ол и ч еств о часов
№

Н аи м ен ов ан и е р азделов и тем

п/п

п р огр ам м ы

В сего

Э л ек трон н ы е

К он тр ол ь н ы е

П р ак ти ч еск и е

р аботы

р аботы

1.1

Технологии вокруг нас. Мир труда и
профессий

2

0

1

1.2

Проекты и проектирование

2

0

1

4

0

2

4

0

2

4

Р аздел 2. К ом п ь ю тер н ая граф ика. Ч ер ч ен и е

2.1
2.2

Введение в графику и черчение
Основные элементы графических
изображений и их построение. Мир
профессий

Итого по разделу

обр азов ател ь н ы е
ресурсы

Р аздел 1. П р ои зводство и техн ол оги и

Итого по разделу

(ц и ф ровы е)

8

Р аздел 3. Т ехн ол оги и обр аботк и м атер и ал ов и п и щ евы х продук тов

3.1

Технологии обработки конструкционных
материалов. Технология, ее основные
составляющие. Бумага и ее свойства

2

0

1

3.2

Конструкционные материалы и их
свойства

4

0

2

3.3

Технологии ручной обработки древесины.
Технологии обработки древесины с

22

0

11

использованием электрифицированного
инструмента
3.4

Технологии отделки изделий из
древесины. Декорирование древесины

5

0

3

3.5

Контроль и оценка качества изделия из
древесины. Мир профессий. Защита и
оценка качества проекта

4

0

2

3.6

Технологии обработки пищевых продуктов
Мир профессий

1

0

1

3.7

Технологии обработки текстильных
материалов

1

0

0

3.8

Швейная машина как основное
технологическое оборудование для
изготовления швейных изделий

1

0

1

3.9

Конструирование швейных изделий.
Чертеж и изготовление выкроек швейного
изделия

1

0

0

3.10

Технологические операции по пошиву
изделия. Оценка качества швейного
изделия. Мир профессий

1

0

1

Итого по разделу

42

Р аздел 4. Р обототехн и к а

4.1

Введение в робототехнику.
Робототехнический конструктор

4

0

2

4.2

Конструирование: подвижные и
неподвижные соединения, механическая
передача

1

0

1

4.3

Электронные устройства: двигатель и
контроллер, назначение, устройство и
функции

2

0

1

4.4

Программирование робота

1

0

1

4.5

Датчики, их функции и принцип работы

2

0

1

4.6

Мир профессий в робототехнике. Основы
проектной деятельности

4

0

2

0

34

Итого по разделу

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6 КЛАСС
К ол и ч еств о часов
№ п/п

Э л ек трон н ы е

Н аи м ен ов ан и е р азделов и тем
пр огр ам м ы

В сего

К он тр ол ь н ы е

П р ак ти ч еск и е

работы

работы

1.1

Модели и моделирование. Мир
профессий

2

0

0

1.2

Машины и механизмы.Перспективы
развития техники и технологий

2

0

0

4

Р аздел 2. К ом п ь ю тер н ая граф ика. Ч ер ч ен и е

2.1

Черчение. Основные геометрические
построения

2

0

1

2.2

Компьютерная графика. Мир
изображений. Создание изображений в
графическом редакторе

4

0

2

2.3

Создание печатной продукции в
графическом редакторе. Мир профессий

2

0

1

Итого по разделу

обр азов ател ь н ы е
ресурсы

Р аздел 1. П р ои зводство и техн ол оги и

Итого по разделу

(ц и ф ровы е)

8

Р аздел 3. Т ехн ол оги и обр аботк и м атер и ал ов и п и щ евы х продук тов

3.1

Технологии обработки конструкционных
материалов. Металлы и сплавы

6

0

3

3.2

Технологии обработки тонколистового
металла

14

0

7

3.3

Технологии изготовления изделий из
тонколистового металла и проволоки

12

0

6

3.4

Контроль и оценка качества изделий из
металла. Мир профессий

4

0

2

1

0

0

1

0

0

3.5
3.6

Технологии обработки пищевых
продуктов. Мир профессий
Технологии обработки текстильных
материалов. Мир профессий

3.7

Современные текстильные материалы,
получение и свойства

1

0

0

3.8

Выполнение технологических операций
по раскрою и пошиву швейного изделия

1

0

0

Итого по разделу

40

Р аздел 4. Р обототехн и к а

4.1

Мобильная робототехника

2

0

1

4.2

Роботы: конструирование и управление
Датчики. Назначение и функции
различных датчиков

4

0

2

2

0

1

2

0

1

2

0

1

4

0

2

4.3
4.4
4.5

4.6

Управление движущейся моделью робота
в компьютерно-управляемой среде
Программирование управления одним
сервомотором
Групповой учебный проект по
робототехнике. Профессии в области
робототехники

Итого по разделу

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

30

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ)
К ол и ч еств о часов
№

Н аи м ен ов ан и е р азделов и тем

п/п

пр огр ам м ы

В сего

Э л ек тр он н ы е

К он тр ол ь н ы е

П р ак ти ч еск и е

работы

р аботы

1.1

Дизайн и технологии. Мир профессий

2

0

1

1.2

Цифровые технологии на производстве.
Управление производством

2

0

1

4

Р аздел 2. К ом п ь ю тер н ая граф ика. Ч ер ч ен и е

2.1

Конструкторская документация

2

0

1

2.2

Системы автоматизированного
проектирования (САПР).
Последовательность построения чертежа в
САПР. Мир профессий

6

0

3

Итого по разделу

обр азов ател ь н ы е
ресурсы

Р аздел 1. П р ои зводство и техн ол оги и

Итого по разделу

(ц и ф р овы е)

8

Р аздел 3. Э Р -м одел и р ован и е, п р ототи п и р ован и е, м ак ети р ов ан и е

3.1

Модели и 3D- моделирование.
Макетирование

2

0

1

3.2

Создание объёмных моделей с помощью
компьютерных программ

4

0

2

3.3

Программа для редактирования готовых
моделей. Основные приемы

4

0

1

макетирования. Оценка качества макета.
Мир профессий. Профессии, связанные с
3Б-печатью
Итого по разделу

10

Р аздел 4. Т ехн ол оги и обр аботк и м атер и ал ов и п и щ евы х продук тов

4.1

Технологии обработки композиционных
материалов. Композиционные материалы

12

0

6

4.2

Технологии механической обработки
металлов с помощью станков

10

0

5

4.3

Пластмасса и другие современные
материалы: свойства, получение и
использование

4

0

2

4.4

Контроль и оценка качества изделия из
конструкционных материалов. Мир
профессий. Защита проекта

2

0

1

4.5

Технологии обработки пищевых
продуктов. Рыба и мясо в питании
человека. Мир профессий

1

0

0

4.6

Конструирование одежды. Плечевая и
поясная одежда

1

0

0

4.7

Мир профессий. Профессии, связанные с
производством одежды

1

0

0

Итого по разделу

31

Р аздел 5. Р обототехн и к а

5.1

Промышленные и бытовые роботы

3

0

2

5.2

Алгоритмизация и программирование

4

0

2

роботов
5.3

Программирование управления
роботизированными моделями

4

0

2

5.4

Групповой робототехнический проект с
использованием контроллера и
электронных компонентов
«Взаимодействие роботов». Мир
профессий

4

0

2

0

32

Итого по разделу

15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
К ол и ч еств о часов
№
п/п

Т ем а ур ок а
В сего

Э л ек трон н ы е

К он тр ол ь н ы е

П р ак ти ч еск и е

р аботы

работы

Д ат а

ц и ф р овы е

изуч ен и я

обр азов ател ь н ы е
ресурсы

1

Инструктаж по Т.Б. Технологии вокруг
нас.

1

0

0

03.09

2

Технологический процесс. Практическая
работа «Анализ технологических
операций»

1

0

1

03.09

3

Проекты и проектирование

1

0

0

10.09

4

Мини-проект «Разработка паспорта
учебного проекта»

1

0

1

10.09

5

Основы графической грамоты.
Практическая работа «Чтение
графических изображений»

1

0

0

17.09

6

Практическая работа «Выполнение
развёртки футляра»

1

0

1

17.09

7

Графические изображения

1

0

0

24.09

8

Практическая работа «Выполнение
эскиза изделия»

1

0

1

24.09

9

Основные элементы графических
изображений

1

0

0

01.10

10

Практическая работа «Выполнение
чертёжного шрифта»

1

0

1

01.10

11

Правила построения чертежей.

1

0

0

08.10

Практическая работа «Выполнение
чертежа плоской детали (изделия)»
12

Профессии, связанные с черчением, их
востребованность на рынке труда
(чертёжник, картограф и др.)

1

0

1

08.10

13

Технология, ее основные составляющие.
Бумага и её свойства. Практическая
работа «Изучение свойств бумаги»

1

0

0

15.10

14

Производство бумаги, история и
современные технологии. Практическая
работа «Составление технологической
карты выполнения изделия из бумаги»

1

0

1

15.10

15

Виды и свойства конструкционных
материалов и их свойства.

1

0

0

22.10

16

Древесина. Практическая работа
«Изучение свойств древесины».
Внешние свойства: цвет, текстура,
блеск, запах.

1

0

1

22.10

17

Древесина. Практическая работа
«Изучение свойств древесины».
Механические свойства: влажность,
прочность, вязкость, упругость.

1

0

0

05.11

18

Древесина. Практическая работа
«Изучение свойств древесины».
Физические свойства: плотность,
теплопроводность, звукопроводность,
электропроводность.

1

0

1

05.11

19

Технология обработки древесины

1

0

0

12.11

ручным инструментом. Рабочее место и
инструменты для ручной обработки
древесины. Инструктаж по Т.Б.
20

Разметка заготовок из древесины.

1

0

1

12.11

21

Пиление заготовок из древесины.

1

0

0

19.11

22

Строгание заготовок из древесины.

1

0

1

19.11

23

Сверление отверстий в деталях из
древесины.

1

0

0

26.11

24

Соединение деталей из древесины
гвоздями, шурупами и саморезами.

1

0

1

26.11

25

Соединение деталей из древесины клеем.

1

0

0

03.12

26

Выпиливание лобзиком. Способы
нанесения изображения на древесину.
Перенос изображения с бумаги на
древесину.

1

0

1

03.12

27

Выпиливание лобзиком. «Новогодняя
игрушка из фанеры».

1

0

0

10.12

28

Выпиливание лобзиком. «Новогодняя
игрушка из фанеры».

1

0

1

10.12

29

Последовательность изготовления
деталей. Выполнение проекта «Изделие
из древесины»: выполнение
технологических операций ручными
инструментами.

1

0

0

17.12

30

Выполнение проекта «Изделие из
древесины»: выполнение
технологических операций ручными
инструментами.

1

0

1

17.12

31

Технологии обработки древесины с
использованием электрифицированного
инструмента. Инструктаж по Т.Б.

1

0

0

24.12

32

Выполнение проекта «Изделие из
древесины»: выполнение
технологических операций с
использованием электрифицированного
инструмента. Последовательность
выполнения операций.

1

0

1

24.12

33

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из древесины»:
обоснование проекта, анализ ресурсов,
выбор и подготовка заготовок.

1

0

0

14.01

34

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из древесины»: подбор
материалов и инструментов.
Подготовительные операции. Расчет
размеров.

1

0

1

14.01

35

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из древесины»:
изготовление деталей (изделия или
сборочных единиц) изделия.

1

0

0

21.01

36

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из древесины»:
изготовление деталей (изделия или
сборочных единиц) изделия.

1

0

1

21.01

37

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из древесины»:
опиливание, шлифование.

1

0

0

28.01

38

Индивидуальный творческий (учебный)
проект. Опиливание, шлифование, сборка
изделия.

1

0

1

28.01

39

Индивидуальный творческий (учебный)
проект. Анализ выполненных операций.

1

0

0

04.02

40

Индивидуальный творческий (учебный)
проект. Окончательная сборка и доводка
изделия.

1

0

1

04.02

41

Технологии отделки изделий из
древесины. Декорирование древесины

1

0

0

11.02

42

Выполнение проекта «Изделие из
древесины». Отделка изделия.
Профессии, связанные с производством и
обработкой древесины: столяр, плотник,
резчик по дереву и др.

1

0

1

11.02

43

Контроль и оценка качества изделий из
древесины. Подготовка проекта «Изделие
из древесины» к защите.

1

0

0

18.02

44

Защита и оценка качества проекта
«Изделие из древесины»

1

0

1

18.02

45

Основы рационального питания.
Пищевая ценость овощей.Технологии
обработки овощей

1

0

0

25.02

46

Пищевая ценность круп. Технологии
обработки круп.

1

0

1

25.02

47

Мир профессий. Профессии, связанные с
производством и обработкой пищевых
продуктов .

1

0

0

04.03

48

Кулинария. Кухня, санитарно­
гигиенические требования к помещению
кухни. Практическая работа «Чертёж
кухни в масштабе 1 : 20»

1

0

1

04.03

49

Текстильные материалы, получение
свойства.

1

0

0

11.03

50

Общие свойства текстильных
материалов.

1

0

1

11.03

51

Швейная машина, ее устройство.

1

0

0

18.03

52

Ручные и машинные швы. Швейные
машинные работы.

1

0

1

18.03

1

0

0

01.0 4

1

0

1

01.0 4

53

54

Оценка качества изготовления
проектного швейного изделия
Мир профессий. Профессии, связанные
со швейным производством:
конструктор, технолог и др.

55

Робототехника, сферы применения

1

0

0

08.0 4

56

Конструирование робототехнической
модели

1

0

1

08.0 4

57

Практическая работа «Сортировка
деталей конструктора»

1

0

0

15.04

58

Механическая передача, её виды

1

0

1

15.04

59

Практическая работа «Сборка модели с
ременной или зубчатой передачей»

1

0

0

22.04

60

Электронные устройства:
электродвигатель и контроллер

1

0

1

22.04

61

Практическая работа «Сборка модели
робота, программирование мотора»

1

0

0

29.04

62

Практическая работа «Сборка модели
робота, программирование датчика
нажатия»

1

0

1

29.04

63

Групповой творческий (учебный) проект
по робототехнике (разработка модели с
ременной или зубчатой передачей):
обоснование проекта.

1

0

0

06.05

64

Определение этапов группового проекта
по робототехнике. Сборка модели

1

0

1

06.05

65

Программирование модели робота.
Оценка качества модели робота

1

0

0

13.05

66

Испытание модели робота. Подготовка
проекта к защите

1

0

1

13.05

67

Защита проекта по робототехнике

1

0

0

20.05

68

Мир профессий в робототехнике:
инженер по робототехнике,
проектировщик робототехники и др.

1

0

1

20.05

68

0

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

6 КЛАСС
К ол и ч ество часов
№ п/п

Т ем а ур ок а
В сего

Э л ек трон н ы е

К он тр ол ь н ы е

П р ак ти ч еск и е

р аботы

работы

1

Модели и моделирование. Инженерные
профессии

1

0

0

2

Практическая работа «Выполнение
эскиза модели технического
устройства»

1

0

1

3

Машины и механизмы. Кинематические
схемы

1

0

0

4

Практическая работа «Чтение
кинематических схем машин и
механизмов»

1

0

1

1

0

0

1

0

1

5

6

Чертеж. Геометрическое черчение.
Практическая работа «Выполнение
простейших геометрических построений
с помощью чертежных инструментов и
приспособлений»

7

Введение в компьютерную графику.
Мир изображений

1

0

0

8

Практическая работа «Построение блоксхемы с помощью графических
объектов»

1

0

1

9

Создание изображений в графическом
редакторе

1

0

0

Д ат а

ц и ф р овы е

изуч ен и я

обр азов ател ь н ы е
ресурсы

10

Практическая работа «Построение
фигур в графическом редакторе»

1

0

1

11

Печатная продукция как результат
компьютерной графики. Практическая
работа «Создание печатной продукции в
графическом редакторе»

1

0

0

12

Мир профессий. Профессии, связанные
с компьютерной графикой: инженерконструктор, архитектор, инженерстроитель и др.

1

0

1

13

Металлы и сплавы. Свойства металлов и
сплавов

1

0

0

14

Термическая обработка металлов.

1

0

1

15

Классификация сталей. Термическая
обработка сталей. Понятие «отжиг»,
«отпуск», «закалка».

1

0

0

16

Практическая работа «Свойства
металлов и сплавов»

1

0

1

17

Практическая работа «Свойства
металлов и сплавов»

1

0

0

18

Практическая работа «Свойства
металлов и сплавов». Понятие «цвета
побежалости» при термо-обработке
стали.

1

0

1

19

Технологии обработки тонколистового
металла.

1

0

0

1

0

1

1

0

0

20
21

Этапы творческого проекта.
Индивидуальный творческий (учебный)

проект «Изделие из металла»:
обоснование проекта, анализ ресурсов.

22

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из металла»: чертеж
развертки изделия из тонколистового
металла, «коробочка».

1

0

1

23

Правка тонколистового металла

1

0

0

24

Приемы правки тонколистового
металла.

1

0

1

25

Гибка тонколистового металла

1

0

0

26

Гибка тонколистового металла.

1

0

1

27

Приемы гибки тонколистового металла.

1

0

0

28

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из металла»: развертка
изделия из тонколистового металла,
«коробочка».

1

0

1

29

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из металла»:
изготовление изделия из тонколистового
металла, «коробочка».

1

0

0

30

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из металла»:
изготовление изделия из тонколистового
металла, «коробочка».

1

0

1

31

Технологические операции: резание,
гибка тонколистового металла.

1

0

0

32

Опиливание изделий из тонколистового
металла.

1

0

1

33

Технологические операции: резание,
гибка проволоки.

34

Выполнение проекта «Изделие из
металла» по технологической карте:
выполнение технологических операций
ручными инструментами

35

0

0

1

0

1

Технологии получения отверстий в
заготовках из металла. Сверление

1

0

0

36

Выполнение проекта «Изделие из
металла» по технологической карте:
сверление, пробивание отверстий и
другие технологические операции

1

0

1

37

Технологии сборки изделий из
тонколистового металла и проволоки

1

0

0

38

Технологии сборки изделий из
тонколистового металла и проволоки
«фальцевый шов»

1

0

1

39

Технологии сборки изделий из
тонколистового металла и проволоки
«фальцевый шов»

1

0

0

40

Технологии сборки изделий из
тонколистового металла и проволоки,
«заклепочное соединение»

1

0

1

41

Технологии сборки изделий из
тонколистового металла и проволоки,
«заклепочное соединение»

1

0

0

42

Выполнение проекта «Изделие из
металла» по технологической карте:

1

0

1

изготовление и сборка проектного
изделия.
43
44

45

Контроль и оценка качества изделия из
металла
Оценка качества проектного изделия из
металла
Профессии, связанные с производством
и обработкой металлов: фрезеровщик,
слесарь, токарь и др.

46

Защита проекта «Изделие из металла»

47

Защита проекта «Изделие из металла»
Основы рационального питания: молоко
и молочные продукты. Мир профессий.

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1
0

1

0

1

49

Одежда. Мода и стиль. Профессии,
связанные с производством одежды:
модельер одежды, закройщик, швея и
др. Практическая работа «Определение
стиля в одежде»

1

0

0

50

Современные текстильные материалы.
Сравнение свойств тканей.

1

0

1

51

Швейные машинные работы. Пошив
швейного изделия.

1

0

0

52

Мобильная робототехника.
Транспортные роботы

1

0

1

53

Практическая работа «Характеристика
транспортного робота»

1

0

0

54

Простые модели роботов с элементами
управления

1

0

1

48

55

Практическая работа «Конструирование
робота. Программирование поворотов
робота»

1

0

0

56

Роботы на колёсном ходу

1

0

1

57

Практическая работа «Сборка робота и
программирование нескольких
светодиодов»

1

0

0

58

Датчики расстояния, назначение и
функции

1

0

1

59

Практическая работа
«Программирование работы датчика
расстояния»

1

0

0

60

Датчики линии, назначение и функции

1

0

1

61

Практическая работа
«Программирование работы датчика
линии»

1

0

0

62

Программирование моделей роботов в
компьютерно-управляемой среде

1

0

1

63

Практическая работа
«Программирование модели
транспортного робота»

1

0

0

64

Сервомотор, назначение, применение в
моделях роботов

1

0

1

65

Движение модели транспортного робота

1

0

0

66

Групповой учебный проект по
робототехнике (модель транспортного
робота): обоснование проекта, анализ
ресурсов, разработка модели

1

0

1

67

Подготовка проекта к защите.
Испытание модели робота

1

0

0

68

Защита проекта по робототехнике. Мир
профессий. Профессии в области
робототехники: мобильный
робототехник, робототехник в
машиностроении и др.

1

0

1

68

0

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
К ол и ч ество часов
№ п/п

Т ем а ур ок а
В сего

1

Дизайн и технологии. Мир профессий.
Профессии, связанные с дизайном

2

Практическая работа «Разработка
дизайн-проекта изделия на основе
мотивов народных промыслов (по
выбору)»

1

3

Цифровые технологии на производстве.
Управление производством

1

4

Практическая работа «Применение
цифровых технологий на производстве
(по выбору)»

1

5

Конструкторская документация.
Сборочный чертеж

1

6

Правила чтения сборочных чертежей.
Практическая работа «Чтение
сборочного чертежа»

1

7

Системы автоматизированного
проектирования (САПР)

1

8

Практическая работа «Создание чертежа
в САПР»

1

1

Э л ек трон н ы е

К он тр ол ь н ы е

П р ак ти ч еск и е

р аботы

работы

Д ат а

ц и ф р овы е

изуч ен и я

обр азов ател ь н ы е
ресурсы

0
0

0 6 . 09.24

1

0 6 . 09.24

0

1 3 . 09.24

1

1 3 . 09.24

0

2 0 . 09.24

1

2 0 . 09.24

0

2 7 . 09.24

1

2 7 . 09.24

0

0

0

0

0

0

0

9

Построение геометрических фигур в
САПР

10

Практическая работа «Построение
геометрических фигур в чертежном
редакторе»

11

Построение чертежа детали в САПР.
Практическая работа «Выполнение
сборочного чертежа»

12

Профессии, связанные с черчением, их
востребованность на рынке труда:
дизайнер шрифта, дизайнервизуализатор, промышленный дизайнер
и др.

13

14

15
16
17

Виды и свойства, назначение моделей.
ЗБ-моделирование и макетирование
Типы макетов. Практическая работа
«Выполнение эскиза макета (по
выбору)»
Развертка деталей макета. Разработка
графической документации
Практическая работа «Черчение
развертки»
Объемные модели. Инструменты
создания трехмерных моделей

1

0
0

0 4 . 10.24

1

0 4 . 10.24

0

1 1 . 10.24

1

1 1 . 10.24

0

1 8 . 10.24

1

1 8 . 10.24

0

2 5 . 10.24

1

2 5 . 10.24

0

0 8 . 11.24

1

0 8 . 11.24

0

1 5 . 11.24

0

1
0

1
0

1

1

0

0

1

1
1
1

18

Практическая работа «Создание
объемной модели макета, развертки»

1

19

Редактирование модели с помощью
компьютерной программы

1

0

0

0

0

0

20

Практическая работа «Редактирование
чертежа модели»

21

Основные приемы макетирования.
Профессии, связанные с 3Б-печатью:
макетчик, моделлер, инженер 3Б-печати
и др.

1

22

Оценка качества макета. Практическая
работа «Сборка деталей макета».

1

23

Классификация конструкционных
материалов.

1

24

Композиционные материалы

1

25

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из конструкционных и
поделочных материалов»: обоснование
проекта, анализ ресурсов

26

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из конструкционных и
поделочных материалов»: выбор и
подготовка материалов и инструментов.

27

Технологии механической обработки
конструкционных материалов с
помощью технологического
оборудования

28

Технологии механической обработки
конструкционных материалов с
помощью технологического
оборудования

1

0
1

1 5 . 11.24

0

2 2 . 11.24

1

2 2 . 11.24

0

2 9 . 11.24

1

2 9 . 11.24

0

0 6 . 12.24

1

0 6 . 12.24

0

1 3 . 12.24

1

1 3 . 12.24

0

0

0

0
0

1

0

1

0

1

0

1

0

29

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов»: разработка
технологической карты

30

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов»: работа по технологической
карте.

1

31

Технологии механической обработки
металлов с помощью станков

1

32

Устройство и назначение сверлильного
станка

1

33

Сверление отверстий на сверлильном
станке.

1

34

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов» по технологической карте:
сборка конструкции

35

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов» по технологической карте:
сборка конструкции

1

36

Резьба и резьбовые соединения. Способы
нарезания резьбы

1

37

Подготовка заготовки для нарезания
наружной резьбы ручным инструментом.

1

38

Нарезание наружной резьбы ручным
инструментом.

1

1

0

20.12.24

1

20.12.24

0

27.12.24

1

27.12.24

0

10.01.25

1

10.01.25

0

17.01.25

1

17.01.25

0

24.01.25

1

24.01.25

0

0
0
0
0

1

0

0
0
0

39

Нарезание внутренней резьбы ручным
инструментом.

1

40

Нарезание внутренней резьбы ручным
инструментом.

1

41

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов» по технологической карте

42

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов» по технологической карте

1

43

Пластмассы. Способы обработки и
отделки изделий из пластмассы

1

44

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов» по технологической карте:
выполнение отделочных работ

1

45

Контроль и оценка качества изделия из
конструкционных материалов.

1

46

Оценка себестоимости изделия.

1

47

Подготовка проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов» к защите

48

Защита проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов»

49

Профессии в области получения и
применения современных материалов,
наноматериалов: нанотехнолог,

0
0

3 1 . 01.25

1

3 1 . 01.25

0

0 7 . 02.25

1

0 7 . 02.25

0

1 4 . 02.25

1

1 4 . 02.25

0

2 1 . 02.25

1

2 1 . 02.25

0

2 8 . 02.25

1

2 8 . 02.25

0

0 7 . 03.25

0

0

1
0

0

0

0

0
0

1
0

1
0

1

наноинженер, инженер по
наноэлектронике и др.

50

Рыба, морепродукты в питании человека.
«Определение качества рыбных
консервов» Мясо животных, мясо птицы
в питании человека.

51

Мир профессий. Профессии повар,
технолог общественного питания, их
востребованность на рынке труда

1

52

Конструирование одежды. Плечевая и
поясная одежда

1

53

54

Промышленные роботы, их
классификация, назначение,
использование
Конструирование моделей роботов.
Управление роботами

0

1

1

0 7 . 03.25

0

1 4 . 03.25

1

1 4 . 03.25

0

2 1 . 03.25

1

2 1 . 03.25

0

0 4 . 04.25

1

0 4 . 04.25

0

1 1 . 04.25

1

1 1 . 04.25

0

1 8 . 04.25

1

1 8 . 04.25

0

0

0

1

1

0

55

Практическая работа «Разработка
конструкции робота»

1

56

Алгоритмическая структура «Цикл»

1

57

Практическая работа «Составление
цепочки команд»

1

58

Практическая работа:
«Программирование дополнительных
механизмов»

1

59

Взаимодействие нескольких роботов

1

0

60

Взаимодействие нескольких роботов

1

0

0

0
0

0

61

Практическая работа:
«Программирование роботов для
совместной работы.

62

Практическая работа:
«Программирование роботов для
совместной работы. Выполнение общей
задачи»

63

Выполнение учебного проекта
«Взаимодействие роботов»: разработка
конструкции, сборка

64

Выполнение учебного проекта
«Взаимодействие роботов»:
программирование

65

Выполнение учебного проекта
«Взаимодействие роботов»:
тестирование роботов, подготовка к
защите проекта

1

66

Защита учебного проекта
«Взаимодействие роботов»

1

67

Защита учебного проекта
«Взаимодействие роботов»

1

68

Мир профессий. Профессии в области
робототехники: инженер-робототехник,
инженер-электроник, инженермехатроник. инженер-электротехник,
программист- робототехник и др.

1

68

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

1

0

2 5 . 04.25

1

2 5 . 04.25

0

0 2 . 05.25

1

0 2 . 05.25

0

0 9 . 05.25

1

0 9 . 05.25

0

1 6 . 05.25

0

1

1 6 . 05.25

0

34

0

1

0

1
0

1
0

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ + ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ «РАСТЕНИЕВОДСТВО»,
«ЖИВОТНОВОДСТВО»)
К ол и ч еств о часов
№
п/п

Т ем а ур ок а
В сего

1

Дизайн и технологии. Мир профессий

1

2

Практическая работа «Разработка дизайн­
проекта изделия на основе мотивов
народных промыслов (по выбору)»

1

3

Цифровые технологии на производстве.
Управление производством

1

4

Практическая работа «Применение
цифровых технологий на производстве
(по выбору)»

1

5

Конструкторская документация.
Сборочный чертеж.

1

6

Практическая работа «Чтение сборочного
чертежа»

1

7

Системы автоматизированного
проектирования (САПР)

1

8

Практическая работа «Создание чертежа
в САПР»

1

9

Построение геометрических фигур в
САПР

1

10

Практическая работа «Построение

1

Э л ек трон н ы е

К он тр ол ь н ы е

П р ак ти ч еск и е

р аботы

работы

Д ат а

ц и ф р овы е

изуч ен и я

обр азов ател ь н ы е
ресурсы

геометрических фигур в чертежном
редакторе»
11

Построение чертежа детали в САПР

1

12

Практическая работа «Выполнение
сборочного чертежа»

1

13

ЗБ-моделирование и макетирование.
Типы макетов

1

14

Практическая работа «Создание
объемной модели макета, развертки»

1

15

Мир профессий. Профессия макетчик.
Основные приемы макетирования

1

16

Практическая работа «Редактирование
чертежа развертки»

1

17

Классификация конструкционных
материалов. Композиционные материалы

1

18

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из конструкционных и
поделочных материалов»

1

19

Технологии механической обработки
конструкционных материалов с помощью
технологического оборудования

1

20

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов»

1

21

Технологии механической обработки
металлов с помощью станков

1

22

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных

1

материалов» по технологической карте
23

Резьба и резьбовые соединения. Способы
нарезания резьбы

1

24

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов» по технологической карте

1

25

Пластмассы. Способы обработки и
отделки изделий из пластмассы

1

26

Выполнение проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов» по технологической карте

1

27

Контроль и оценка качества изделия из
конструкционных материалов. Оценка
себестоимости изделия

1

28

Подготовка проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов» к защите

1

29

Профессии в области получения и
применения современных материалов,
наноматериалов: инженер по
наноэлектронике и др.

1

30
31

Защита проекта «Изделие из
конструкционных и поделочных
материалов»
Рыба, морепродукты в питании человека

1
1

32

Групповой проект по теме «Технологии
обработки пищевых продуктов»

1

33

Мясо животных, мясо птицы в питании

1

человека
34

Выполнение проекта по теме
«Технологии обработки пищевых
продуктов»

1

35

Мир профессий. Профессии повар,
технолог

1

36

Защита проекта по теме «Технологии
обработки пищевых продуктов»

1

37

Конструирование одежды. Плечевая и
поясная одежда

1

38

Практическая работа «Моделирование
поясной и плечевой одежды»

1

39

Чертёж выкроек швейного изделия

1

40

Выполнение технологических операций
по раскрою и пошиву изделия, отделке
изделия (по выбору обучающихся)

1

41

Оценка качества швейного изделия

1

42

Мир профессий. Профессии, связанные с
производством одежды: дизайнер
одежды, конструктор и др.

1

43

Промышленные роботы, их
классификация, назначение,
использование

1

44

Практическая работа «Использование
операторов ввода-вывода в визуальной
среде программирования»

1

45

Конструирование моделей роботов.
Управление роботами

1

46

Практическая работа «Разработка
конструкции робота»

1

47

Алгоритмическая структура «Цикл»

1

48

Практическая работа «Составление
цепочки команд»

1

49

Алгоритмическая структура «Ветвление»

1

50

Практическая работа «Применение
основных алгоритмических структур.
Контроль движения при помощи
датчиков»

1

51

Каналы связи

1

52

Практическая работа «Программирование
дополнительных механизмов»

1

53

Дистанционное управление
Практическая работа «Программирование
пульта дистанционного управления.
Дистанционное управление роботами»

1

55

Взаимодействие нескольких роботов

1

56

Практическая работа «Программирование
роботов для совместной работы.
Выполнение общей задачи»

1

57

Технологии выращивания
сельскохозяйственных культур

1

58

Практическая работа «Технологии
выращивания растений в регионе»

1

59

Полезные для человека дикорастущие
растения и их классификация

1

60

Практическая работа «Технология

1

54

1

заготовки дикорастущих растений»
61

Сохранение природной среды

1

62

Групповая практическая работа по
составлению и описанию экологических
проблем региона, связанных с
деятельностью человека

1

63

Традиции выращивания
сельскохозяйственных животных регион

1

64

Практическая работа
«Сельскохозяйственные предприятия
региона»

1

65

Технологии выращивания
сельскохозяйственных животных региона

1

66

Учебный групповой проект «Особенности
сельского хозяйства региона»

1

67
68

Мир профессий: ветеринар, зоотехник и
др.
Учебный групповой проект «Особенности
сельского хозяйства региона»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
68

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей при реализации учебного
предмета «Труд (технология)» https://uchitel.club/fgos/fgos-tehnologiya.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».