РП Русский язык, 11 класс

1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Русский язык».
Программа обеспечивает достижение выпускниками на уровне основного общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать

мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты:
Пункт
ФГОС
ООО

11.1

Требования к
предметным
результатам освоения
ООП ООО на основе
требований ФГОС
ООО
Предметные
результаты изучения
предметной области
"Филология" должны
отражать:
Русский язык:
1)
совершенствование
видов
речевой

Планируемые результаты освоения
учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык»
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
•
использовать
различные
виды
монолога
(повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
•
использовать различные виды диалога в
ситуациях
формального
и
неформального,

деятельности
(аудирования, чтения,
говорения и письма),
обеспечивающих
эффективное
овладение
разными
учебными
предметами
и
взаимодействие
с
окружающими
людьми в ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного
общения;
2)
понимание
определяющей роли
языка в развитии
интеллектуальных и
творческих
способностей
личности, в процессе
образования
и
самообразования;
3)
использование
коммуникативноэстетических
возможностей
русского и родного
языков;
4) расширение и
систематизацию
научных знаний о
языке;
осознание
взаимосвязи
его
уровней и единиц;
освоение
базовых
понятий лингвистики,
основных единиц и
грамматических
категорий языка;
5)
формирование
навыков проведения
различных
видов
анализа
слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательног
о,
лексического,
морфологического),
синтаксического

межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в
типичных ситуациях общения;
•
оценивать образцы устной монологической и
диалогической речи с точки зрения соответствия
ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности
использованных языковых средств;
•
предупреждать коммуникативные неудачи в
процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
•
выступать перед аудиторией с небольшим
докладом; публично представлять проект, реферат;
публично защищать свою позицию;
•участвовать в коллективном обсуждении проблем,
аргументировать собственную позицию, доказывать её,
убеждать;
•
понимать основные причины коммуникативных
неудач и объяснять их.

•

Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
•
различным видам аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
передавать содержание аудиотекста в соответствии с
заданной коммуникативной задачей в устной форме;
•
понимать и формулировать в устной форме тему,
коммуникативную задачу, основную мысль, логику
изложения
учебно-научного,
публицистического,
официально-делового, художественного аудиотекстов,
распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме;
•
передавать
содержание
учебно-научного,
публицистического,
официально-делового,
художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов,
ученического изложения (подробного, выборочного,
сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
•
понимать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию публицистического текста (в том числе в
СМИ), анализировать и комментировать её в устной
форме.
Чтение
Выпускник научится:
•
понимать содержание прочитанных учебнонаучных, публицистических (информационных и
аналитических,
художественно-публицистического
жанров), художественных текстов и воспроизводить их

анализа
словосочетания
и
предложения, а также
многоаспектного
анализа текста;
6)
обогащение
активного
и
потенциального
словарного
запаса,
расширение объема
используемых в речи
грамматических
средств
для
свободного
выражения мыслей и
чувств
адекватно
ситуации и стилю
общения;
7)
овладение
основными
стилистическими
ресурсами лексики и
фразеологии
языка,
основными нормами
литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого
этикета;
приобретение опыта
их использования в
речевой практике при
создании устных и
письменных
высказываний;
стремление
к
речевому
самосовершенствован
ию;
8)
формирование
ответственности
за
языковую
культуру
как
общечеловеческую
ценность.

в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а
также в форме ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в
устной и письменной форме);
•
использовать
практические
умения
ознакомительного,
изучающего,
просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
•
передавать
схематически
представленную
информацию в виде связного текста;
•
использовать приёмы работы с учебной книгой,
справочниками
и
другими
информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
•
отбирать и систематизировать материал на
определённую тему, анализировать отобранную
информацию и интерпретировать её в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
•
понимать, анализировать, оценивать явную и
скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных
текстах разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности;
•
извлекать информацию по заданной проблеме
(включая противоположные точки зрения на её
решение) из различных источников (учебно-научных
текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных
носителях, официально-деловых текстов), высказывать
собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
•
создавать
устные
монологические
и
диалогические высказывания (в том числе оценочного
характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе
лингвистические, а также темы, связанные с
содержанием других изучаемых учебных предметов)
разной
коммуникативной
направленности
в
соответствии с целями и ситуацией общения
(сообщение, небольшой доклад в ситуации учебнонаучного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре); обсуждать и чётко
формулировать цели, план совместной групповой
учебной деятельности, распределение частей работы;
•
извлекать
из
различных
источников,
систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с
учётом заданных условий общения;
•
соблюдать в практике устного речевого общения
основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;

стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
•
создавать
устные
монологические
и
диалогические высказывания различных типов и жанров
в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
•
выступать перед аудиторией с докладом;
публично защищать проект, реферат;
•участвовать в дискуссии на учебно-научные темы,
соблюдая нормы учебно-научного общения;
•
анализировать
и
оценивать
речевые
высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
•
создавать
письменные
монологические
высказывания разной коммуникативной направленности
с учётом целей и ситуации общения (ученическое
сочинение на социально-культурные, нравственноэтические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии,
тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка,
доверенность, заявление);
•
излагать
содержание
прослушанного
или
прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в
форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
•
соблюдать в практике письма основные
лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать
лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
•
писать рецензии, рефераты;
•
составлять аннотации, тезисы выступления,
конспекты;
•
писать резюме, деловые письма, объявления с
учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним,
и в соответствии со спецификой употребления
языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
•
анализировать
и
характеризовать
тексты
различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения
смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому
произведению;
•
осуществлять информационную переработку
текста, передавая его содержание в виде плана

(простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты
различных типов речи, стилей, жанров с учётом
требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
•
создавать в устной и письменной форме учебнонаучные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы,
конспект, участие в беседе, дискуссии), официальноделовые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с
учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним,
и в соответствии со спецификой употребления в них
языковых средств.

•

Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
•
владеть практическими умениями различать
тексты
разговорного
характера,
научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты
художественной литературы (экстралингвистические
особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
•
различать и анализировать тексты разных жанров
научного
(учебно-научного),
публицистического,
официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв,
сообщение, доклад как жанры научного стиля;
выступление, статья, интервью, очерк как жанры
публицистического стиля; расписка, доверенность,
заявление как жанры официально-делового стиля;
рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
•
создавать устные и письменные высказывания
разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение,
доклад как жанры научного стиля; выступление,
интервью, репортаж как жанры публицистического
стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры
официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как
жанры разговорной речи; тексты повествовательного
характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие
разные функционально- смысловые типы речи);
•
оценивать чужие и собственные речевые
высказывания разной функциональной направленности
с точки зрения соответствия их коммуникативным
требованиям и языковой правильности;
•
исправлять речевые недостатки, редактировать
текст;
•
выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими
информационными
сообщениями,
сообщением и небольшим докладом на учебно-научную
тему.
Выпускник получит возможность научиться:
•
различать и анализировать тексты разговорного

характера, научные, публицистические, официальноделовые, тексты художественной литературы с точки
зрения специфики использования в них лексических,
морфологических, синтаксических средств;
•
создавать тексты различных функциональных
стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы,
конспект как
жанры
учебно-научного стиля),
участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы;
составлять резюме, деловое письмо, объявление в
официально-деловом стиле; готовить выступление,
информационную заметку, сочинение-рассуждение в
публицистическом стиле; принимать участие в беседах,
разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая
нормы речевого поведения; создавать бытовые
рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом
внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления языковых
средств;
•
анализировать образцы публичной речи с точки
зрения её композиции, аргументации, языкового
оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
•
выступать перед аудиторией сверстников с
небольшой протокольно-этикетной, развлекательной,
убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
•
характеризовать основные социальные функции
русского языка в России и мире, место русского языка
среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского
языка;
•
определять различия между литературным
языком
и
диалектами,
просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном
и характеризовать эти различия;
•
оценивать
использование
основных
изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
•
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в
развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
•
проводить фонетический анализ слова;
•
соблюдать основные орфоэпические правила
современного русского литературного языка;
•
извлекать
необходимую
информацию
из
орфоэпических словарей и справочников; использовать
её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:
•
опознавать основные выразительные средства
фонетики (звукопись);

•

выразительно читать прозаические и поэтические
тексты;
•
извлекать
необходимую
информацию
из
мультимедийных
орфоэпических
словарей
и
справочников; использовать её в различных видах
деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
•
делить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа
слова;
•
различать изученные способы словообразования;
•
анализировать и самостоятельно составлять
словообразовательные пары и словообразовательные
цепочки слов;
•
применять знания и умения по морфемике и
словообразованию в практике правописания, а также
при проведении грамматического и лексического
анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
•
характеризовать словообразовательные цепочки
и
словообразовательные
гнёзда,
устанавливая
смысловую и структурную связь однокоренных слов;
•
опознавать основные выразительные средства
словообразования в художественной речи и оценивать
их;
•
извлекать
необходимую
информацию
из
морфемных, словообразовательных и этимологических
словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
•
использовать этимологическую справку для
объяснения правописания и лексического значения
слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
•
проводить
лексический
анализ
слова,
характеризуя лексическое значение, принадлежность
слова к группе однозначных или многозначных слов,
указывая прямое и переносное значение слова,
принадлежность слова к активной или пассивной
лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
•
группировать слова по тематическим группам;
•
подбирать к словам синонимы, антонимы;
•
опознавать фразеологические обороты;
•
соблюдать лексические нормы в устных и

письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как
средство исправления неоправданного повтора в речи и
как средство связи предложений в тексте;
•
опознавать основные виды тропов, построенных
на переносном значении слова (метафора, эпитет,
олицетворение);
•
пользоваться различными видами лексических
словарей (толковым словарём, словарём синонимов,
антонимов, фразеологическим словарём и др.) и
использовать полученную информацию в различных
видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
•
объяснять общие принципы классификации
словарного состава русского языка;
•
аргументировать различие лексического и
грамматического значений слова;
•
опознавать омонимы разных видов;
•
оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения
точного,
уместного
и
выразительного
словоупотребления;
•
опознавать основные выразительные средства
лексики и фразеологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах
научного и официально-делового стилей речи;
•
извлекать
необходимую
информацию
из
лексических словарей разного типа (толкового словаря,
словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и
справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах
деятельности.

•

Морфология
Выпускник научится:
•
опознавать самостоятельные (знаменательные)
части речи и их формы, служебные части речи;
•
анализировать слово с точки зрения его
принадлежности к той или иной части речи;
•
употреблять формы слов различных частей речи
в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
•
применять морфологические знания и умения в
практике правописания, в различных видах анализа;
•
распознавать явления грамматической омонимии,
существенные для решения орфографических и
пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
•
анализировать
синонимические
средства
морфологии;

•
•

различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства
морфологии в публицистической и художественной
речи и оценивать их; объяснять особенности
употребления морфологических средств в текстах
научного и официально- делового стилей речи;
•
извлекать необходимую информацию из словарей
грамматических
трудностей,
в
том
числе
мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
•
опознавать основные единицы синтаксиса
(словосочетание, предложение) и их виды;
•
анализировать различные виды словосочетаний и
предложений с точки зрения структурной и смысловой
организации, функциональной предназначенности;
•
употреблять
синтаксические
единицы
в
соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
•
использовать разнообразные синонимические
синтаксические конструкции в собственной речевой
практике;
•
применять синтаксические знания и умения в
практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
•
анализировать
синонимические
средства
синтаксиса;
•
опознавать основные выразительные средства
синтаксиса в публицистической и художественной речи
и оценивать их; объяснять особенности употребления
синтаксических конструкций в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
•
анализировать
особенности
употребления
синтаксических конструкций с точки зрения их
функционально-стилистических качеств, требований
выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
•
соблюдать орфографические и пунктуационные
нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
•
объяснять выбор написания в устной форме
(рассуждение) и письменной форме (с помощью
графических символов);
•
обнаруживать и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки;
•
извлекать
необходимую
информацию
из
орфографических
словарей
и
справочников;
использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:
•
демонстрировать роль орфографии и пунктуации
в передаче смысловой стороны речи;
•
извлекать
необходимую
информацию
из
мультимедийных
орфографических
словарей
и
справочников по правописанию; использовать эту
информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
•
выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в произведениях
устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
•
приводить примеры, которые доказывают, что
изучение языка позволяет лучше узнать историю и
культуру страны;
•
уместно использовать правила русского речевого
этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
•
характеризовать
на
отдельных
примерах
взаимосвязь языка, культуры и истории народа —
носителя языка;
•
анализировать и сравнивать русский речевой
этикет с речевым этикетом отдельных народов России и
мира.
2) Содержание учебного предмета, курса.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального
общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования
нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в
школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне
основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование
коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее
компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой
компетенций. и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной ям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и
использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его
устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и
ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность

обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых
явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни,
способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и
понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы,
необходимые для изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение
содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов
изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
 формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю
культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку
межнационального общения;
 усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их
углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их
использование при анализе и оценке языковых фактов;
 овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного
использования языковых средств;
 овладение основными видами речевой деятельности, использование
возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия:
 для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального
совершенствования;
 для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности;
 для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их
гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
 для включения обучающихся в процессы преобразования социальной
среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности,
реализации социальных проектов и программ;
 для знакомства обучающихся с методами научного познания;
 для
формирования
у
обучающихся
опыта
самостоятельной
образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной
деятельности;
 для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими
основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи
(монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и
устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья,

рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление,
обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка,
доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная
и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование,
описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы,
объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного
характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями,
диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный,
этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного
языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства
общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык
русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как
развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык,
понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты,
просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических
единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях
устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки,
афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского
языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение
звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его
разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная
роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв.
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на
письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков;
ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Производящая
и
производная
основы,
Словообразующая
морфема.
Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая
сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный
словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской
лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный,
нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и
заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства
выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным
лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная
классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой

самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место
причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия
и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы
образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица,
его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и
второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые
и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные,
распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной
структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены
предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные
конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка
(нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы
построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного
предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном
предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным
изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами
«какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения
предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной
речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе
морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных
орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки
препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном
предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков
препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Содержание курса для 11 класса
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе.
Основные принципы русской пунктуации.
Синтаксис как раздел грамматики. Предложение, словосочетание — основные единицы
синтаксиса. Текст, его структура. Тема текста. Пунктуация. Принципы русской
пунктуации. Пунктуационный анализ предложения.
Словосочетание.
Определение. Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по
структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная
форма словосочетаний, смысловая и
Виды синтаксических связей.
Сочинительная связь, ее признаки. Подчинительная связь, ее особенности. Порядок
синтаксического разбора словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложение. Понятие предикативности, средства выражения предикативности. Простые
и сложные предложения.
Простые предложения.
Виды предложений по цели высказывания; виды предложений по эмоциональной окраске;
предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Подлежащее, способы его выражения, группа подлежащего в предложении. Сказуемое,
типы сказуемых, способы выражения сказуемых; группа сказуемого в предложении.
Двусоставные и односоставные предложения.
Грамматическая основа предложения; виды предложений в зависимости от состава
грамматической основы. Предложения двусоставные и односоставные. Типы
односоставных предложений.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым; случаи отсутствия тире между
подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Предложения распространенные. Предложения нераспространенные. Второстепенные
члены предложения. Определения. Характеристика определений. Приложения. Способы
выражения. Дополнения. Характеристика определений. Способы выражения.
Обстоятельства. Характеристика обстоятельств. Способы выражения.
Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
Характеристика предложений с точки зрения полноты структуры: полные и неполные
предложения. Случаи постановки тире в неполном предложении.
Соединительное тире. Интонационное тире.
Соединительное тире. Случаи постановки соединительного тире. Интонационное тире.
Случаи постановки интонационного тире.
Простое осложненное предложение.
Синтаксический разбор простого предложения. Синтаксические осложнители состава
простого предложения. Порядок разбора простого предложения.
Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в
предложении с однородными членами.
Однородные члены предложения. Синтаксические единицы, не являющиеся однородными
членами предложения. Средства выражения однородности. Запятая, точка с запятой, тире
при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Признаки однородности определений, запятая при однородных определениях. Признаки
неоднородных определений. Отсутствие запятой при неоднородных определениях.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Приложения. Признаки однородности приложений. Запятая при однородных
приложениях. Признаки неоднородных приложений. Отсутствие запятой при
неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися
союзами.
Правила постановки запятой при однородных членах, соединенных неповторяющимися
союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и
парными союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися союзами;
знаки препинания в случае употребления парных союзов.
Обобщающие слова при однородных членах.
Обобщающие слова. Знаки препинания при обобщающих словах: двоеточие, тире.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения.
Обособление. Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных
определений.
Обособление приложений.
Условия обособления приложений. Запятая при обособленных приложениях, тире при
обособленных приложениях.
Обособленные обстоятельства.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными
деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при обособлении
обстоятельств, выраженных другими частями речи.
Обособление дополнений.
Условия обособления дополнений.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных членов
предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Сравнительный оборот. Способы присоединения сравнительного оборота. Знаки
препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при обращениях.
Обращение. Способ выражения обращения. Место обращения в предложении. Знаки
препинания при обращении. Запятая при обращении, восклицательный знак при
обращении. Частица «о» перед обращением. Риторическое обращение. Обращение и
олицетворение.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Понятие вводных слов. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания
при вводных словах. Знаки препинания при стечении вводных слов. Вводное слово в
начале или конце обособленного оборота. Слова, не являющиеся вводными. Особенности
функционирования слов: наконец, однако, значит.
Знаки препинания при вставных конструкциях.
Вставные конструкции. Скобки и тире при вставных конструкциях. Разделяющие знаки
конца предложения при вставных конструкциях.
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные
слова.
Междометия. Знаки препинания при междометиях: запятая, восклицательный знак.
Междометия и частицы, служащие для выражения усилительного значения. Знаки
препинания при утвердительных, отрицательных словах; при вопросительновосклицательных словах.

Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении. Сложное предложение. Средства связи частей
сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные
предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные. Группы сложносочиненных
предложений. Группы сложноподчиненных предложений. Группы бессоюзных сложных
предложений.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Условия постановки запятой в сложносочиненном предложении. Отсутствие запятой
между частями сложносочиненного предложения. Точка с запятой между частями
сложносочиненного предложения. Тире между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного
предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной.
Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном
предложении. Тире в сложноподчиненном предложении. Придаточная часть и синтаксически устойчивое сочетание. Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными.
Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части. Сложноподчиненное
предложение с несколькими придаточными. Запятая между частями сложного
предложения. Отсутствие запятой между частями сложного предложения. Точка с запятой
между однородными придаточными. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным
соподчинением.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном
сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурная
схема сложного предложения с разными видами связи. Пунктуационный разбор
предложения. Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи.
Период. Знаки препинания в периоде.
Период. Строение периода. Выразительные возможности периода. Повторение темы
«Сложное предложение».
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь.
Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой
речью.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Диалог. Реплики диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Цитаты. Разные
способы оформления цитат.
Сочетание знаков препинания.
Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки
препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания.
Собственно факультативные знаки препинания; альтернативные знаки препинания,
вариативные знаки препинания.
Авторская пунктуация.

Эмоционально-экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и
индивидуальный стиль писателя.
Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи.
Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка.
Основные признаки нормы. Речевая ошибка.

3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
10 класс. 68 часов

№
п/п
1
2

2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Наименование разделов и тем

Всего
часов

В том числе часов
Теория Практ Контр
ика
оль
1

Повторение о обобщение изученного в 10
1
классе.
Синтаксис. Пунктуация. Основные
1
1
принципы русской пунктуации.
Словосочетание и предложение – 6 часов.
Словосочетание как синтаксическая
2
1
единица.
Предложение как единица синтаксиса.
1
0,5
Классификация предложений.
Постановка тире в простом предложении.
2
1
Диктант.
1
Простое осложнённое предложение – 10 часов.
Простое осложнённое предложение.
2
1
Предложение с однородными членами.
Знаки препинания при однородных
членах, соединённых союзами.
Обобщающие слова при однородных
членах предложения.
Обособленные члены предложения.
1
Обособленные определения.
Обособленные приложения.
1
Обособленные обстоятельства и
2
1
дополнения.
Знаки препинания при сравнительном
1
обороте.
Знаки препинания при обращениях.
1
Вводные слова и вставные конструкции.
1
Зачёт.
1
Сложное предложение – 8 часов.
Сложные предложения, знаки препинания
2
1
в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом
1
предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчинённом
1
предложении с несколькими
придаточными.

1
0,5
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Знаки препинания в бессоюзном сложном
1
предложении.
Сложные предложения с разными видами
1
связи.
Способы передачи чужой речи. Знаки
1
препинания при цитатах.
Зачёт.
1
Культура речи – 10 часов.
Орфоэпические нормы.
1
Лексические нормы.
1
Морфологические нормы.
1
Синтаксические нормы.
1
Орфографические нормы.
2
Пунктуационные нормы.
2
Итоговая контрольная работа в форме
2
ЕГЭ и её анализ.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
ИТОГО: 68 часа

4) Календарно-тематическое планирование.

Дата
проведения
урока,
План Корре
ктиро
вка

№
п/п
ур
ока

1

2

3,4

Тема урока

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать

Повторение и
обобщение
изученного в
10 классе.

Уметь

Метпредме
тные
результаты
Восприним
ать
информаци
ю на слух.

Изученные
Применять
орфограммы правила.
и
пунктограм
мы.
Синтаксис.
Понятие о
Производить Умение
Пунктуация.
синтаксисе
пунктуацион работать с
Основные
и
ный анализ
различным
принципы
пунктуации, предложения. и
русской
единицах
Объяснять
источника
пунктуации.
синтаксиса
свои
ми
(словосочет действия.
информаци
ании и
и.
предложени
и).
Знаки
препинания
и их
функции.
Словосочетание и предложение – 6 часов
Словосочетани Словосочета Производить Овладение
е. Виды
ние, типы
синтаксическ нормами
синтаксическо словосочета ий разбор
согласован
й связи.
ний по
словосочетан ия слов в

Виды
контро
ля

Инфор
мацион
ное
сопрово
ждение

Диктан
т

Пункту
ационн
ый и
синтак
сическ
ий
анализ
предло
жения.

Алгори
тм
пунктуа
ционно
го
анализа
.

Синтак
сическ
ий
разбор

Тестов
ые
задания
,

Синтаксически
й разбор
словосочетани
я.

5

6,7

8
9,
10

структуре,
единицы
словосочета
ния.
Виды
подчинител
ьной связи в
словосочета
нии.
Предложение
Типы
как единица
предложени
синтаксиса.
й по цели
Классификаци высказыван
я
ия, по
предложений. эмоциональ
ной окраске,
по наличию
второстепен
ных членов
и всех
структурно
необходимы
х членов
предложени
я.
Характерист
ика главных
и
второстепен
ных членов
предложени
я.
Постановка
Правило
тире в простом постановки
предложении. тире между
подлежащи
ми
сказуемым и
в неполном
предложени
и.

ия.
Правильно
согласовыват
ь слова в
словосочетан
ии.

словосочет
ании.
Подготовка
к ЕГЭ: №5,
7

Синтаксическ
ий разбор
предложения.
Определение
синтаксическ
ой функции
членов
предложения.

Обогащени Пункту Тестов
е
ационн ые
синтаксиче
ый и
задания
ского строя синтак ,
языка.
сическ аналоги
Подготовка
ий
чные
к ЕГЭ:
анализ задани
№15.
предло ю №15
жения. ЕГЭ.

Выявление
структуры
грамматическ
ой основы и
простого
неполного
предложения.
Определение
функции тире
в простом
предложении
.

Подготовка Пункту Матери
к ЕГЭ:
ационн алы
формулиро
ый и
учебни
вка
синтак ка.
определени сическ
я.
ий
анализ
предло
жения.

Диктант.
Простое осложнённое предложение – 24 часов
Простое
Чем может
Синтаксическ
осложнённое
быть
ий ми
предложение.
осложнено
пунктуацион
Синтаксически простое
ный разборы
й разбор
предложени простого
простого
е.
предложения.

словос
очетан
ия.

Пункту
ационн
ый и
синтак
сическ
ий

аналоги
чные
задания
м №5, 7
ЕГЭ.

Обобща
ющая
таблица
.
Презен
тация.

предложения.

11,
12,
13,
14,
15

16,
17

18

19,
20

Предложение с
однородными
членами и
знаки
препинания
при них.
Знаки
препинания
при
однородных и
неоднородных
определениях.
Знаки
препинания
при
однородных и
неоднородных
приложениях.
Знаки
препинания
при
однородных
членах,
соединённых
союзами.
Обобщающие
слова при
однородных
членах
предложения.

Диктант с
грамматически
м заданием.
Обособленные
члены
предложения.
Обособленные
и
необособленн
ые
определения.

анализ
предло
жения.
Признаки
однородност
и.
Понятие о
неоднородн
ых и
однородных
определения
хи
приложения
х.
Союзы.
Виды
сочинительн
ых союзов.
Правила
постановки
знаков при
повторяющи
хся,
неповторяю
щихся и
двойных
союзах.

Постановка
знаков при
однородных
членах, при
однородных
и
неоднородны
х
определениях
и
приложениях
.

Умение
доказывать
,
рассуждать
по
алгоритму.
Употребле
ние в речи
предложен
ий с
однородны
ми
членами.
Подготовка
к ЕГЭ:
№16.

Тестов
ые
задания
,
аналоги
чные
задани
ю №16.

Обобщающе
е слово.
Знаки
препинания
при
обобщающе
м слове.

Синтаксическ
ий ми
пунктуацион
ный разборы
простого
предложения.

Подготовка Пункту Таблиц
к ЕГЭ:
ационн а.
формулиро
ый и
Матери
вка вывода. синтак алы
сическ учебни
ий
ка.
анализ
предло
жения.

Обособленн
ые члены
предложени
я.
Обособленн
ые
определения
.
Морфологи
ческая
форма
выражения

Правильно
обособлять
согласованны
еи
несогласован
ные
определения.
Действовать
по
алгоритму.

Грамотное Пункту Таблиц
письмо.
ационн а.
Изобразите
ый и
Презен
льносинтак тация.
выразитель сическ Алгори
ные
ий
тм.
возможнос анализ Тестов
ти
предло ые
обособленн жения. задания
ых
,
определени
аналоги
й.
чные

21

22,
23,
24

25,
26

27

определения
.
Условия
обособления
определени
й.
Обособленные Обособленн
приложения.
ые
приложения
.
Морфологи
ческая
форма
выражения
приложения
.
Условия
обособления
приложений
.
Обособленные Обособленн
обстоятельства ые
и дополнения. обстоятельс
тва и
дополнения.
Морфологи
ческая
форма
выражения
обстоятельс
тв и
дополнений.
Условия их
обособления
.
Уточняющие,
Условия
пояснительные обособления
и
.
присоединител
ьные члены
предложения.

Знаки
препинания
при
сравнительном
обороте.

Сравнитель
ный оборот.
Способы его
присоедине
ния.
Условия
обособления
.

Подготовка
к ЕГЭ: №
17.

Анализирова
ть структуру
простого
предложения.
Правильно
обособлять
приложение.

Изобразите Пункту Тестов
льноационн ые
выразитель
ый и
задания
ные
синтак ,
возможнос сическ аналоги
ти
ий
чные
обособленн анализ задани
ых
предло ю №17
приложени жения. ЕГЭ..
й.
Подготовка
к ЕГЭ:
№17.

Анализирова
ть структуру
простого
предложения.
Правильно
обособлять
одиночные и
распространё
нные
обстоятельст
ва,
дополнения.

Изобразите
льновыразитель
ные
возможнос
ти
обособленн
ых
обстоятель
ств и
дополнени
й.
Подготовка
к ЕГЭ:
№17.
Анализирова Изобразите
ть структуру льнопростого
выразитель
предложения. ные
Правильно
возможнос
обособлять
ти УЧП.
УЧП.
Выделять
сравнительн
ые обороты
запятыми.
Отличать их
от
сравнительн
ых

задани
ю №17
ЕГЭ.

Изобразите
льновыразитель
ные
возможнос
ти
сравнитель
ного

Пункту
ационн
ый и
синтак
сическ
ий
анализ
предло
жения.

Пункту
ационн
ый и
синтак
сическ
ий
анализ
предло
жения.
Пункту
ационн
ый и
синтак
сическ
ий
анализ
предло

Алгори
тм.
Таблиц
а.
Тестов
ые
задания
,
аналоги
чные
задани
ю №17
ЕГЭ.

оборота.

жения.

Функции
обращения
(звательная
,
оценочная,
изобразите
льная).
Подготовка
к ЕГЭ:
№18.

Пункту Таблиц
ационн а.
ый и
синтак
сическ
ий
анализ
предло
жения.

Отличать
вводные
слова от
омонимичны
х им членов
предложения,
правильно
ставить знаки
при них.

Использова
ние
различных
вводных и
вставных
конструкци
й в речи.
Подготовка
к ЕГЭ:
№18.

Пункту
ационн
ый и
синтак
сическ
ий
анализ
предло
жения.

Правильно
ставить знаки
препинания
при
изучаемых
конструкциях
.

Использова
ние в речи
выразитель
ной
функции
изучаемых
конструкци
й.

Пункту
ационн
ый и
синтак
сическ
ий
анализ
предло
жения.

28

Знаки
препинания
при
обращениях.

29,
30

Вводные слова
и вставные
конструкции.

31

Междометия.
Утвердительн
ые,
отрицательные
,
вопросительно
отрицательные
слова.

32

Контрольная
работа.
Сложное предложение – 12 часов
Понятие
о Виды
Различать
сложном
сложных
ССП и
предложении. предложени простое
Знаки
й. Основные предложение
препинания в признаки
с
сложносочинё ССП. Виды однородными
нном
сочинительн членами,
предложении. ых союзов и связанными
Синтаксически правила
союзом И.

33,
34,
35

Грамматиче
ские
конструкци
и, не
являющиеся
членами
предложени
я.
Способы
выражения
обращения.
Основные
группы
вводных
слов.
Условия и
правила их
выделения
на письме.

придаточных
предложений
.
Различать
обращение и
подлежащее.
Правильно
ставить знаки
препинания в
предложения
хс
обращениями
.

Отличитель
ные
признаки
междометий
,
отрицательн
ых и
утвердитель
ных слов.
Условия и
правила их
выделения
на письме.

Подготовка
к ЕГЭ:
№16, №21.
Совершенс
твование
пунктуаци
онных
навыков и
зоркости.

Таблиц
а.
Презен
тация.
Тестов
ые
задания
,
аналоги
чные
задани
ю №18
ЕГЭ.

Тестов
ые
задания
,
аналоги
чные
задани
ю №16
ЕГЭ.

й разбор ССП.

постановки
знаков в
ССП.

36

Знаки
препинания в
сложноподчин
ённом
предложении с
одним
придаточным.

Структура
СПП,
средства
связи его
частей
(подчинител
ьные союзы
и союзные
слова).

37,
38

Знаки
препинания в
сложноподчин
ённом
предложении с
несколькими
придаточными
.

Виды
придаточны
х. Способы
подчинения.
Знаки
препинания
в СПП.

39,
40,
41

Знаки
препинания в
бессоюзном
сложном
предложении.

42,

Сложные

Признаки
БСП.
Смысловые
отношения
между
частями
БСП.
Правило и
алгоритм
постановки
знаков в
БСП.
Сложная

распознавать
ССП с общим
второстепенн
ым членом.
Правильно
ставить знаки
препинания в
ССП.
Синтаксическ
ий и
пунктуацион
ный анализ
ССП.
Различать
ССП и СПП
по структуре.
Различать
союзы и
союзные
слова.
Правильно
расставлять
знаки в СПП.
Определять
вид
придаточного
по ряду
признаков.
Различать
СПП с
указательным
словом в
главной
части и
двойными
союзами.
Правильно
расставлять
знаки в СПП.
Определять
смысловые
отношения
между
частями БСП.
Правильно
расставлять
знаки
препинания в
БСП.
Анализирова

Подготовка Тестов
к ЕГЭ:
ые
№19.
задани
я,
аналог
ичные
задани
ю №19
ЕГЭ.

Таблиц
а.
Презен
тация.

Подготовка Тестов
к ЕГЭ:
ые
№19,20.
задани
я,
аналог
ичные
задани
ю
№19,20
ЕГЭ.

Таблиц
а.
Презен
тация.

Функции
БСП в
речи.

Тестов
ые
задани
я: ЕГЭ,
№21.

Таблиц
а.
Алгори
тм.

Изобразите

Тестов

Таблиц

43

предложения с
разными
видами связи.

44

Контрольная
работа.
Предложения с чужой речью – 6 часов
Способы
Способы
Определять
Употребля
передачи
передачи
границы
ть способы
чужой речи.
чужой речи: прямой речи передачи
Знаки
прямая речь, и слов
чужой речи
препинания
косвенная
автора.
при
при прямой
речь,
Правильно
создании
речи. Знаки
несобственн расставлять
собственно
препинания
о-прямая
знаки
го
при диалоге.
речь. Знаки препинания в высказыва
Знаки
препинания предложения ния.
препинания
в
х с прямой и
при цитатах.
предложени косвенной
ях с прямой речью.
речью.
Правильно
оформлять
цитаты.
Практическая
работа.
Культура речи – 10 часов
Орфоэпически Орфоэпия.
Правильно
Работа со
е (задание 4).
Ударение.
произносить словарём.
Логическое слова.
ударение.
Различать
Особенност при
и ударения в произношени
русском
и омофоны.
языке.
Нормы
произношен
ия,
установленн
ые в
русском
языке.
Лексические
Лексика,
Разграничива Расширени
нормы
единицы
ть паронимы е
(задание 5,6).
лексики.
в контексте
словарного

45,
46,
47,
48,
49

50

51

52,
53

синтаксичес
кая
конструкция
. Период.

ть структуру
сложного
предложения.
Правильно
расставлять
знаки в
предложения
х с разными
видами
союзной и
бессоюзной
связи.

льновыразитель
ные
возможнос
ти
предложен
ий с
разными
видами
связи.

ые
задани
я.

а.
Презен
тация.

Практи
кум.

Матери
алы
учебни
ка.

Тест.

Тест.

Паронимы и
паронимия.
Однокоренн
ые и
неоднокоре
нные
паронимы.

54

55,
56

57,
58

58,
60

6164
6568

по
лексическому
значению.
Применять
алгоритм
действий при
решении
тестовых
заданий.
Морфологичес Морфология Правильно
кие нормы
.
словоизменят
(задание 7).
Морфологи ь и склонять
ческие
именные
нормы
части речи и
русского
спрягать
языка.
глаголы.
Применять
алгоритм
действий при
решении
тестовых
заданий.
Синтаксически Синтаксис.
Находить
е нормы
Грамматиче предложение
(задание 8).
ские нормы. с
нарушением
синтаксическ
ой нормы.
Применять
алгоритм
действий при
решении
тестовых
заданий.
Орфографичес Орфография Применять
кие нормы
.
алгоритм
(задания 9-15). Правила на
действий при
изученные
решении
орфограммы тестовых
.
заданий.
Пунктуационн Пунктуация. Применять
ые нормы
Правила на
алгоритм
(задания 16изученные
действий при
21).
пунктограм решении
мы.
тестовых
заданий.
Итоговая
контрольная
работа.
Резервные
уроки. Уроки
коррекции.

запаса.

Совершенс Тест.
твование
собственно
й речи.
Подготовка
к ЕГЭ.

Совершенс
твование
собственно
й речи.
Подготовка
к ЕГЭ.

Тестов
ые
задани
я,
аналог
ичные
№7
ЕГЭ.

Развитие
орфографи
ческой
зоркости.

Диктан
тс
самопр
оверко
й.

Развитие
пунктуаци
онной
зоркости.

Тест.

Тест в
форме
ЕГЭ

Дидакт
ически
й
материа
л.

5) Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
• основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным
минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского
языка, о тексте и стилях речи;
• взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
• роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
• имена выдающихся ученых-лингвистов;
• типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические,
грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
• источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные
средства (тропы и синтаксические фигуры);
• лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее
компоненты, культура речи).
Учащиеся должны уметь:
говорение и письмо
• создавать высказывания на лингвистическую тему;
• передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план,
конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато,
выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
• соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
• оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
• выявлять подтекст;
• владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи;
• создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и
научно-популярная статья);
• писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
• принимать участие в диспуте, дискуссии;
• составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
аудирование и чтение
• владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в
зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой
разных стилей и жанров;
• извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
• выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный,
речеведческий, анализ художественного текста);
• анализировать особенности употребления основных единиц языка;
• анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения
структуры,
содержания,
изобразительно-выразительных
средств,
стилевых
особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при
построении высказывания.

6) Учебно – методическое обеспечение
Учебно-методический комплект для учителя:
1. Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г.
Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — (ФГОС.
Инновационная школа).
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для
общеобразовательных школ. – М.: Русское слово, 2020.
3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.:
Русское слово, 2020.
Учебно-методический комплект для учащихся:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11
общеобразовательных школ. – М.: Русское слово, 2020.

классы:

Учебник

для

7) Материально-техническое обеспечение
1. Наглядные пособия:
- комплект таблиц «Таблицы по русскому языку для 5-9 классов»;
- раздаточный материал с контрольными работами.
2. Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
3. Интернет-ресурсы:
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».
http://www.philology.ru — «Филологический портал».
http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикой». http://www.slovari.ru — сайт
«Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных
слов).
http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал
«Русский язык»),
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку
(бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт
Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru —
сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные
статьи по филологии, словари, тестирование).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».