1. Требования к уровню подготовки выпускников по элективному курсу «Текст как
речевое произведение»
В результате изучения курса «Речь и культура общения» ученик должен
знать/понимать:
– составляющие речевого поведения человека в ситуации непосредственного
общения; вербальные и невербальные средства гармонизации речевого события;
– цель и способы речевого воздействия на собеседника / адресата в ситуациях
непосредственного и опосредованного («человек – текст – человек») общения;
– параметры коммуникативной грамотности;
– правила речевого поведения в деловой и научной сферах общения;
– содержание коммуникативной нормы; характеристики видов речевой
деятельности;
– приемы создания тезисно-аргументативной и композиционной системы научного и
делового текста;
– источники необходимой информации и способы ее отбора в ситуации решения
конкретной проблемы;
– теоретические основы монологических и диалогических речевых жанров,
типичных для научно-учебной и деловой сфер общения.
уметь:
– пользоваться вербальными и невербальными средствами гармонизации речевого
события;
– использовать способы корректного речевого воздействия на собеседника / адресата
в ситуациях непосредственного и опосредованного общения, публичного выступления;
–осуществлять речевой самоконтроль на основе параметров коммуникативной
грамотности, коммуникативной нормы
– владеть приемами создания тезисно-аргументативной, композиционной и речевой
структур научного и делового текстов;
– владеть речевыми жанрами реферата, научно-исследовательского проекта;
– уметь составлять деловые бумаги;
– пользоваться способами отбора, оценки, структурирования информации,
привлекаемой при создании текста.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, чтобы:
– быть толерантным и в то же время принципиальным человеком в речевых
контактах в диалоге и работе с письменным (своим и «чужим») авторским текстом;
– понимать коммуникативно-речевые умения ведения диалога как основу
социального (коммуникативного) успеха, как познавательно-деятельностную основу
жизни личности в социуме; – признать ценность речевой и информационной культуры;
– принимать возможность субъективного (личностного) толкования и понимания
смысла текста;
– понимать ценность аналитического, углубленного чтения текста.
2. Содержание элективного курса «Текст как речевое произведение»
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных
неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового
общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной
речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а
также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация
функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический
стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
ТЕКСТ
Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи:
повествование, описание, рассуждение. Иинформационная переработка текста. Анализ
текстов разных стилей и жанров.
3. Тематическое планирование элективного курса «Текст как речевое произведение»
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
11 класс (68 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
9
11
12
13
14
15
16
17
18
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Наименование разделов и тем
Текст как речевое произведение – 6 часов
Общие требования к сочинению. Текст и его основные признаки.
Сочинение-рассуждение как экзаменационная форма: структура итогового
сочинения и сочинения ЕГЭ, критерии оценивания.
Текст и его основные признаки. Тема - основная мысль - проблема текста.
Практикум по теме «Тема - основная мысль - проблема текста».
Диагностическое сочинение.
Анализ и редактирование сочинения.
Средства и способы связи предложений в тексте – 3 часа
Средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические,
синтаксические.
Практикум по теме «Средства и способы связи предложений в тексте».
Логические основы создания текста – 10 часов
Структура сочинения. Виды тем и вступлений к сочинению.
Формулировка тезиса. Способы формулировки тезиса. Связь тезиса и темы.
Практикум по теме «Виды тем и вступлений к сочинению».
Аргументация. Структура аргумента.
Связь между абзацами (микротемами).
Практикум по теме «Аргументация. Связь между абзацами».
Заключение. Варианты заключений.
Итоговое сочинение.
Редактирование.
Типы и стили речи – 4 часов
Типы речи.
Практикум по теме «Типы речи».
Стили речи.
Практикум по теме «Стили речи».
Содержательный и языковой анализ текста – 26 часов
Как выявить и сформулировать проблему текста.
Практикум по теме «Проблема текста».
Учимся комментировать.
Практикум по теме «Учимся комментировать».
Как выявить позицию автора.
Практикум по теме «Как выявить и сформулировать позицию автора».
Формулировка собственной позиции и её обоснование.
Практикум по теме «Формулировка собственной позиции и её
обоснование».
Анализ текста научно-популярного стиля.
Сочинение по тексту научно-популярного стиля.
Редактирование.
Анализ текста публицистического стиля.
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
4
1
2
1
2
2
1
1
2
34
35
36
37
38
39
40
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Сочинение по тексту публицистического стиля.
Редактирование.
Анализ текста художественного стиля.
Сочинение по тексту художественного стиля.
Редактирование.
Средства выразительности в тексте – 7 часов
Выразительные средства фонетики.
Фразеологизмы как средства языковой выразительности.
Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка
(тропы).
Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры).
Практикум по теме «Средства выразительности в тексте».
Анализ и информационная переработка исходного текста – 12 часов
Работаем над алгоритмом создания текста-рассуждения.
Формулировка проблемы текста.
Комментарий к проблеме текста.
Позиция автора и способы её выражения в тексте.
Формулировка собственной позиции и её обоснование.
Композиционное оформление сочинения. Начало сочинения.
Завершение сочинения.
Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Редактирование текста.
ИТОГО
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
68