13.04.2020
Домашний
театр как способ развития детей… или Как театрализованная деятельность влияет
на развитие ребенка
Период дистанционного
обучения, когда ребенок вынужден находится дома постоянно, - это время
попробовать что-то новое, шанс увлечься чем-то по-настоящему увлекательным и
полезным. Одним из таких видов деятельности является организация домашнего
театра. Кто знает, может быть, именно в вашем ребенке скрыты артистические
способности, о которых вы даже не подозревали. Домашний театр – это отличный
способ провести время всей семьей, получить массу приятных эмоций и не только.
Давайте рассмотрим, как театральная деятельность влияет на наших детей.
Для эстетического
развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная
деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и пр. Важной
задачей является формирование у детей эстетических интересов, потребностей,
эстетического вкуса, а также творческих способностей. Фундаментом эстетического
развития детей, а также развития их творческих и речевых способностей является
театрализованная деятельность. Театрализация предполагает организацию игровой
деятельности на основе включения ребенка в зрелищное действие. Театрализованные
игры формируют душевные переживания ребенка, затрагивая его нераскрытые
дарования.
Театральное искусство
близко и понятно детям, так как в его основе лежит игра. Безусловно, дети любят
играть, при этом игра является средством духовного и физического воспитания ребенка, а также
фактором формирования его характера и мировоззрения. Театрализованные игры
привлекают активный интерес детей за счет воспроизводства знакомых литературных
сюжетов, в том числе сказочных. Дети с удовольствием обыгрывают знакомые
произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ, при этом они радуются, когда
герои преодолевают трудности, когда добро побеждает зло.
Театрализованная
деятельность способствует развитию умственной активности, развитию психических
процессов. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
через образы, краски, звуки. В игре ребенок не только узнает об окружающем
мире, законах общества, человеческих отношениях, но и учится жить в этом мире,
а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики,
эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в
обществе.
Театральные постановки
позитивно влияют на познавательное развитие детей. Участвуя в театрализованной
игровой деятельности, дети получают представление об особенностях человеческих
поступков и отношений, становятся участниками событий из мира природы и людей.
Ребенок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые
высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу.
Как уже отмечалось,
театрализованные игры часто строятся на материале сказок. Через ролевые
высказывания, драматическую разработку сказочных сюжетов дети усваивают смысл,
овладевают различными способами выражения мыслей, характера, образа героев
спектакля, учатся связно рассказывать, чувствовать, передавая интонацию,
активно пользуясь движениями, мимикой и жестами.
В процессе
театрализованной деятельности совершенствуется моторика, координация,
плавность, переключаемость, целенаправленность движений, развиваются
определенные стороны мышления и личностные черты. Яркость, зрелищность и
иносказательность, присущие искусству театра, способствуют формированию у
ребенка возвышенных представлений о дружбе, добре, справедливости, красоте
человеческих отношений.
Театральная
деятельность способствует развитию творческого воображения как одной из форм
психического отражения мира. Участие в театральных постановках активизирует
воображение, насыщает его яркостью, эмоциональностью.
Театрализованная игра
оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Язык сказок богат
меткими сравнениями, эпитетами, образными выражениями, диалогами, монологами,
которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Дети
начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария. Речь их
становится более выразительной, грамотной, совершенствуется звуковая культура
речи.
Исполняемая роль,
произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться, в результате чего у него улучшается грамотность диалогической
речи.
Театрализованная
деятельность способствует развитию музыкальных способностей, формированию
эстетического вкуса, в частности представления о театре как об искусстве,
раскрывает духовный и творческий потенциал и в целом направлена на нравственное
воспитание детей.
Театрализованная
деятельность вносит в детские будни атмосферу праздника, создавая позитивный
эмоциональный настрой, снимая напряженность, способствуя решению конфликтных
ситуаций через игру. Участие в театрализованных постановках развивает чувства,
глубокие переживания и открытия ребенка, приобщая его к духовным ценностям.
Полученный положительный эмоциональный заряд от участия или просмотра спектакля
повышает самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами,
учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей,
становятся внимательнее и терпимее друг к другу. У детей развиваются навыки
социального поведения, в частности способность распознавать эмоциональное
состояние человека по мимике, жестам, интонации, происходить обучение
вербальным и невербальным видам общения. Дети учатся ставить себя на место героя в различных ситуациях, выражать
свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная
игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности,
самостоятельности, позволяет ребятам проявлять инициативу, способствуя
выработке у них чувства взаимопомощи, развитию социальных установок,
коллективным и коммуникативных умений; учатся последовательно рассуждать и
доказывать свою точку зрения.
Участие родителей очень
важно для ребенка. Родители могут выступать в качестве зрителей, исполнителей
роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов. Со стороны родителей
важно, будучи зрителем, отмечать достижения и успехи детей, определяя
направления дальнейшего совершенствования. Можно разыгрывать домашние спектакли
на семейных праздниках.
Помощь родителя в
работе над ролью может включать следующую последовательность:
- знакомство с сюжетом
сказки, рассказа или другого литературного произведения,
- знакомство с героями
инсценировки (внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с
другом и т.п.)
- распределение ролей и
работа над ролью, предполагающая составление словесного портрета героя:
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями,
придумывание его любимых блюд, занятий, игр,
- работа над текстом
(почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает), помочь ребенку
понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста,
- подготовка театрального
костюма.
Таким образом,
театральная деятельность способствует совершенствованию личности ребенка,
позволяет раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей.
Особенно полезна эта деятельность для детей с ограниченными возможностями
здоровья. Поэтому чаще устраивайте инсценировки дома или запишите своего
ребенка в театральный кружок, результаты вас только обрадуют!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.04.2020
Дата обновления: 13.04.2020
Дата публикации: 13.04.2020