Образовательная программа дополнительного образования МБОУ СОШ № 4

1

Содержание:
Стр.
Пояснительная записка
1. Цели и задачи программы
2. Концептуальная основа дополнительного образования
3. Условия развития системы дополнительного образования

3
5
5
7

детей в организации, осуществляющей образовательную
деятельность
4. Содержание дополнительного образования
5. Учебный план дополнительного образования
6. Планируемые результаты освоения программы

9
11

12

2

Пояснительная записка
Дополнительное образование – это особая подсистема общего
образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее
индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора
содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками
образовательных стандартов. Это специально организованный процесс
воспитания
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ в интересах детей и их родителей, а также
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом
и
(или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением
уровня образования.
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в
интеллектуальном,
нравственном
и физическом
совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления
здоровья.
Дополнительное образование детей способствует самореализации и
культурной адаптации к жизни в обществе.
В Концепции модернизации российской системы образования
подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования
детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов,
социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая
структура, которая
–максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,
– обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную
значимость учащихся,
–дает шанс каждому открыть себя как личность,
– предоставляет ученику возможность творческого развития по интересам и в
индивидуальном темпе,
– налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования
на принципах реального гуманизма,
– активно использует возможности окружающей социокультурной и среды,
– побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу,
– обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное
образование
обладает
большими
возможностями
для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее
использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и
применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем
реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ;
дает возможность каждому ребенку удовлетворить
свои
индивидуальные
3

познавательные,
эстетические,
творческие
запросы.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней
профессиональной
ориентации.
Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка
потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к
творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и статус в
глазах участников образовательных отношений.
Занятость обучающихся
во внеучебное время способствует укреплению
самодисциплины,
развитию самоорганизованности и
самоконтроля школьников, появлению
навыков содержательного проведения досуга,
позволяет формировать
у детей практические навыки здорового образа жизни,
умение
противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению
школьного коллектива, укреплению традиций
школы, утверждению
благоприятного социально-психологического климата.
В соответствии с Уставом в школе реализуются основные и дополнительные
общеобразовательные программы. Система дополнительного образования
функционирует на бюджетной основе. Дополнительные общеобразовательные
программы реализуется посредством дополнительных общеразвивающих
программ для детей по следующим направленностям:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)

Художественно - эстетическая,
физкультурно-спортивная,
техническая,
социально-педагогическая,
естественно-научная,
военно-патриотическая,
научно-техническая

4

1.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для
всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их
индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию
и творчеству.
Задачи:

формирование условий для создания единого образовательного
пространства;


изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном
образовании;


расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей,
обучающихся в объединениях по интересам;


создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного
образования
детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;


определение содержания дополнительного образования детей, его форм и
методов
работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;


развитие творческого потенциала личности и формирование нового
социального
опыта;


создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и
культурных
ценностей,


воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и
ориентация в информационном пространстве;

сохранение психического и физического здоровья обучающихся.
2.

Концептуальная основа дополнительного образования

Основное назначение дополнительного образования – развитие
мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных
программ в интересах личности. Дополнительное образование – практикоориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности
ребенка. Дополнительное образование – проектно-проблемный тип
деятельности, который является базовой сферой развивающего образования.
Дополнительное образование – непрерывность, системность в образовательной
системе.
Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа
природосообразности. Дополнительное образование – условие для личностного
роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину
мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности
ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными
формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и
навыки в опоре на основное образование.

5

При организации дополнительного образования детей организация,
осуществляющая образовательную деятельность, опирается на следующие
приоритетные принципы:
–принцип непрерывности и преемственности,
– принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении
базового и дополнительного образования,
–принцип вариативности,
–принцип гуманизации и индивидуализации,
–принцип добровольности,
–принцип деятельностного подхода,
–принцип творчества,
–принцип разновозрастного единства,
–принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования:

образовательная – обучение ребенка по дополнительным
образовательным
программам, получение им новых знаний;


воспитательная – обогащение культурного слоя организации,
осуществляющей образовательную деятельность, формирование в школе
культурной среды, определение на этой основе четких нравственных
ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к
культуре;


информационная – передача педагогом ребенку максимального
объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет
и может усвоить);


коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового
и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;


рекреационная – организация содержательного досуга как сферы
восстановления
психофизических сил ребенка;


профориентационная - формирование устойчивого интереса к
социально значимым видам деятельности, содействие определения
жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию.


интеграционная – создание единого образовательного пространства
школы;


компенсаторная – освоение ребенком новых направлений
деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое)
образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон
освоения содержания общего образования, предоставление ребенку
определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах
творческой деятельности;

социализация – освоение ребенком социального опыта,
приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и
личностных качеств, необходимых для жизни;

6




самореализация – самоопределение ребенка в социально и
культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им
ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

3. Условия развития системы дополнительного образования детей в
общеобразовательном учреждении
Развитие системы дополнительного образования детей в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, зависит от успешности
решения целого ряда задач организационного, кадрового, программнометодического, психологического характера.
Организационные условия состоят в том, чтобы развитие системы
дополнительного образования детей способствовало созданию структуры
развития дополнительного образования детей. Для этого необходимо
проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное
учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в
дополнительном образовании. Важно также учесть особенности школы,
основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся
традиции, материально-технические и кадровые возможности.
Образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим
программам организуется в соответствии с индивидуальными учебными
планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся
одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы),
являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции,
кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли,
театры), а также индивидуально.
Решая внутришкольные организационные проблемы, необходимо стремиться к
развитию такого числа и такой направленности творческих объединений,
которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов
школьников разных возрастов.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их.
При
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
организуются и проводятся массовые мероприятия.
Кадровые условия – это возможность профессионального роста педагогов.
Важно организовать творческое сотрудничество с классными руководителями:
совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных,
дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность создать
единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному
обогащению. Важно активизировать участие педагогов в различных
профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного
образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и
др.).
Психолого-педагогические условия направлены на создание комфортной
обстановки в школе, способствующей творческому и профессиональному росту
педагогов.

7

Программно-методические условия - развитие системы дополнительного
образования детей невозможно без серьезного концептуального программнометодического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного
образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения
(кружка, секции). Цели и задачи должны отражать общую стратегию развития,
основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные
линии работы.
Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных
учреждениях становится по-настоящему эффективным, если дополнительные
образовательные программы соответствуют интересам и потребностям
школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения, помогают
ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию,
стимулируют его самообразование и саморазвитие.
Разработка дополнительных образовательных программ предполагает
учет ряда принципов:
ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее
гармонично
сочетать национальные и общечеловеческие ценности; 


формирование у школьников целостного и эмоционально-образного
восприятия
мира;


развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка,
его
нравственных
качеств; 


обязательная опора на содержание основного образования, использование
его историко-культурологического компонента; 

реализация единства образовательного процесса. 
Дополнительные образовательные
программы
содержат
разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный
вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком.


Нормативно-правовые основания разработки и реализации дополнительных
общеразвивающих программ:
1. Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 года (с изменениями)
2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации, утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014
№1726-р
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. №1008
4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы,
утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761
5. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.317214» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г.
№ 41)
6. Письмо
Минобрнауки
РФ
от
11.12.2006
№06-1844
"О Примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей"
8

7. Устав МБОУ СОШ №4 Невьянского городского округа
8.Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 19.12.2011
года, регистрационный номер 14530,
серия 66Л01 № 0003185, выдана
бессрочно Министерством общего и профессионального образования
Свердловской области
9. Свидетельство о государственной аккредитации от 15 января 2015 года
регистрационный номер 8141 серия 66А01 №0001478, выдано Министерством
общего и профессионального образования Свердловской области (действует до
25 апреля 2023 года).
4.
Содержание дополнительного образования
Содержательная часть образовательной программы дополнительного
образования состоит из пяти направленностей:
1. Художественно – эстетическая направленность:
Программы данной направленности составлены для детей разных возрастных
категорий.
Они
ориентированы
на
развитие
творческих
способностей детей в различных областях искусства и культуры,
передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой
личности, получение учащимися основ будущего профессионального
образования, формируют процесс творческого самовыражения и общения
детей, изучение и творческое освоение традиций, введение детей в мир
прекрасного: пробуждают у них эмоциональную чуткость, раскрывает
богатство
красок,
звуков,
форм
окружающего
мира.
Основной
целью
данного
направления
является:
раскрытие
творческих
способностей
обучающихся,
нравственное
и
художественно-эстетическое
развитие
личности
ребёнка.
Художественно- эстетическая направленность представлена вокальной студией
танцевальным кружком.
2. Социально-педагогическая направленность:
Задачами данной направленности является накопление детьми и
подростками нового положительного коммуникативного опыта в процессе
социального общения. Программы социально- педагогической направленности
развивают у детей социально значимый комплекс жизненно важных навыков,
способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в
социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей,
творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические
характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат
поведению в различных чрезвычайных ситуациях. Данная направленность
представлена объединениями, занимающимися профилактикой пожарной
безопасности и ДТП: «Прометей» и «Зеленый свет»
3. Физкультурно-спортивная направленность:

9

Ориентирована на физическое совершенствование учащихся, приобщение их
к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Направлена
на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и
спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с
приоритетом жизни и здоровья.
Занятия спортом помогают детям укрепить здоровье, прививают навыки
здорового образа жизни, укрепляют силу духа, волю, стремление к высоким
спортивным результатам, дают общую физическую и специальную спортивную
подготовку. Физкультурно-спортивная направленность реализуется в
деятельности спортивных секций: самбо, леккая атлетика. волейбол и баскетбол
4.Техническая направленность:
Представлена деятельностью кружка «Огневая подготовка»,
где
обучающиеся овладевают
приемами неполной разборки и сборки
стрелкового оружия, передвижения с оружием; узнают о развитии огневой
подготовки, о пневматическом, малокалиберном оружии, об основах и
правилах стрельбы из автомата Калашникова, метании гранат, о новых
видах оружия.
5.

Естественно – научная направленность:

Естественно-научная направленность в системе дополнительного образования
ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности,
любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по
математике,
физике,
биологии, экологии,
химии,
способствует
формированию
интереса
к
научно-исследовательской
деятельности
учащихся.
6.
Военно-патриотическая направленность
Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к
сущностным характеристикам патриотизма с устоявшимися формами
патриотической работы школьников. В наши дни идеи патриотического
воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе
ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества, многообразием
обновленных образовательно-воспитательных структур.
Патриотизм, любовь к Родине, в нашей стране особенно ярко проявляется в
годы испытаний: жертвенное отношение к долгу, готовность верно служить
делу процветания Отечества.
Программы военно- патриотической направленности ориентированы на
формирование и развитие у подрастающего поколения духовности,
нравственности, патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной
10

истории и культуре, готовности отдать силы, талант и энергию на благо
общества и государства.
Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в
программе различных форм, включающих теоретические и практические
занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, а также экскурсии,
проектно-исследовательскую деятельность. Реализуются через деятельность
детского объединения «Кадеты» - программы «Строевая подготовка»,
«Тактическая подготовка» .

6. Планируемые результаты освоения программы дополнитедьного
образования
Ожидаемые результаты реализации данной образовательной программы:
- личность со сформированной гражданской позицией – осознающая
собственную принадлежность к географическому, культурному сообществу –
Российской Федерации, понимающая и принимающая свою страну;
относящаяся с уважением к истории, традициям и гражданам своей страны;
- личность с устойчивой мотивацией и потребностью и саморазвитию,
познанию и творчеству;
-личность, готовая к осуществлению деятельности во взрослом социуме,
социализированная и адекватная.

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».