1 Содержание: Стр. Пояснительная записка 1. Цели и задачи программы 2. Концептуальная основа дополнительного образования 3. Условия развития системы дополнительного образования 3 5 5 7 детей в организации, осуществляющей образовательную деятельность 4. Содержание дополнительного образования 5. Учебный план дополнительного образования 6. Планируемые результаты освоения программы 9 11 12 2 Пояснительная записка Дополнительное образование – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов. Это специально организованный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ в интересах детей и их родителей, а также организации, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья. Дополнительное образование детей способствует самореализации и культурной адаптации к жизни в обществе. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая –максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся, – обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся, –дает шанс каждому открыть себя как личность, – предоставляет ученику возможность творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе, – налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма, – активно использует возможности окружающей социокультурной и среды, – побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу, – обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ; дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные 3 познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и статус в глазах участников образовательных отношений. Занятость обучающихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата. В соответствии с Уставом в школе реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы. Система дополнительного образования функционирует на бюджетной основе. Дополнительные общеобразовательные программы реализуется посредством дополнительных общеразвивающих программ для детей по следующим направленностям: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Художественно - эстетическая, физкультурно-спортивная, техническая, социально-педагогическая, естественно-научная, военно-патриотическая, научно-техническая 4 1. Цели и задачи программы Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству. Задачи: формирование условий для создания единого образовательного пространства; изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании; расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов; развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта; создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве; сохранение психического и физического здоровья обучающихся. 2. Концептуальная основа дополнительного образования Основное назначение дополнительного образования – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное образование – практикоориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное образование – непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование. 5 При организации дополнительного образования детей организация, осуществляющая образовательную деятельность, опирается на следующие приоритетные принципы: –принцип непрерывности и преемственности, – принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования, –принцип вариативности, –принцип гуманизации и индивидуализации, –принцип добровольности, –принцип деятельностного подхода, –принцип творчества, –принцип разновозрастного единства, –принцип открытости системы. Функции дополнительного образования: образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; воспитательная – обогащение культурного слоя организации, осуществляющей образовательную деятельность, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить); коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию. интеграционная – создание единого образовательного пространства школы; компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; 6 самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. 3. Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении Развитие системы дополнительного образования детей в организации, осуществляющей образовательную деятельность, зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программнометодического, психологического характера. Организационные условия состоят в том, чтобы развитие системы дополнительного образования детей способствовало созданию структуры развития дополнительного образования детей. Для этого необходимо проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности школы, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности. Образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально. Решая внутришкольные организационные проблемы, необходимо стремиться к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организуются и проводятся массовые мероприятия. Кадровые условия – это возможность профессионального роста педагогов. Важно организовать творческое сотрудничество с классными руководителями: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность создать единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению. Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и др.). Психолого-педагогические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов. 7 Программно-методические условия - развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программнометодического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения (кружка, секции). Цели и задачи должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. Разработка дополнительных образовательных программ предполагает учет ряда принципов: ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира; развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств; обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента; реализация единства образовательного процесса. Дополнительные образовательные программы содержат разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Нормативно-правовые основания разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ: 1. Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года (с изменениями) 2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р 3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. №1008 4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761 5. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.317214» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. № 41) 6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" 8 7. Устав МБОУ СОШ №4 Невьянского городского округа 8.Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 19.12.2011 года, регистрационный номер 14530, серия 66Л01 № 0003185, выдана бессрочно Министерством общего и профессионального образования Свердловской области 9. Свидетельство о государственной аккредитации от 15 января 2015 года регистрационный номер 8141 серия 66А01 №0001478, выдано Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (действует до 25 апреля 2023 года). 4. Содержание дополнительного образования Содержательная часть образовательной программы дополнительного образования состоит из пяти направленностей: 1. Художественно – эстетическая направленность: Программы данной направленности составлены для детей разных возрастных категорий. Они ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности, получение учащимися основ будущего профессионального образования, формируют процесс творческого самовыражения и общения детей, изучение и творческое освоение традиций, введение детей в мир прекрасного: пробуждают у них эмоциональную чуткость, раскрывает богатство красок, звуков, форм окружающего мира. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Художественно- эстетическая направленность представлена вокальной студией танцевальным кружком. 2. Социально-педагогическая направленность: Задачами данной направленности является накопление детьми и подростками нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Программы социально- педагогической направленности развивают у детей социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат поведению в различных чрезвычайных ситуациях. Данная направленность представлена объединениями, занимающимися профилактикой пожарной безопасности и ДТП: «Прометей» и «Зеленый свет» 3. Физкультурно-спортивная направленность: 9 Ориентирована на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Занятия спортом помогают детям укрепить здоровье, прививают навыки здорового образа жизни, укрепляют силу духа, волю, стремление к высоким спортивным результатам, дают общую физическую и специальную спортивную подготовку. Физкультурно-спортивная направленность реализуется в деятельности спортивных секций: самбо, леккая атлетика. волейбол и баскетбол 4.Техническая направленность: Представлена деятельностью кружка «Огневая подготовка», где обучающиеся овладевают приемами неполной разборки и сборки стрелкового оружия, передвижения с оружием; узнают о развитии огневой подготовки, о пневматическом, малокалиберном оружии, об основах и правилах стрельбы из автомата Калашникова, метании гранат, о новых видах оружия. 5. Естественно – научная направленность: Естественно-научная направленность в системе дополнительного образования ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. 6. Военно-патриотическая направленность Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к сущностным характеристикам патриотизма с устоявшимися формами патриотической работы школьников. В наши дни идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества, многообразием обновленных образовательно-воспитательных структур. Патриотизм, любовь к Родине, в нашей стране особенно ярко проявляется в годы испытаний: жертвенное отношение к долгу, готовность верно служить делу процветания Отечества. Программы военно- патриотической направленности ориентированы на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности, патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной 10 истории и культуре, готовности отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства. Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм, включающих теоретические и практические занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, а также экскурсии, проектно-исследовательскую деятельность. Реализуются через деятельность детского объединения «Кадеты» - программы «Строевая подготовка», «Тактическая подготовка» . 6. Планируемые результаты освоения программы дополнитедьного образования Ожидаемые результаты реализации данной образовательной программы: - личность со сформированной гражданской позицией – осознающая собственную принадлежность к географическому, культурному сообществу – Российской Федерации, понимающая и принимающая свою страну; относящаяся с уважением к истории, традициям и гражданам своей страны; - личность с устойчивой мотивацией и потребностью и саморазвитию, познанию и творчеству; -личность, готовая к осуществлению деятельности во взрослом социуме, социализированная и адекватная. 11 12