Рабочая программа Финансовая грамотность 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Невьянского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 4
СОГЛАСОВАНО
председатель методического
совета

Колногоров С.Г.

Колташова С.

-од от «30» августа 2024

Протокол № 1 от «30» августа 202'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ID 4832373)
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 11 класса

Составитель: Бузу нова Т.С.

Невьянск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

•
•
•
•

Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для
учащихся 11 классов рассчитана для создания развивающего пространства,
способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на
экономическом содержании образования при введении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
Овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить
полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Содержание курса существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об
управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового
рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и
технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта
позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области
управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в
материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ;
Учебная программа «Финансовая грамотность» Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов Е. Б.
Лавренова, 2018г.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается смногочисленными
вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми
институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления
уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте
у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем
позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие
финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 11 классов лежит системно­
деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты,
сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему
общего
образования для организации внеурочного обучения по программамфинансовой
грамотности.
Курс «Финансовая грамотность» для 11 классов тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может
добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять
и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся -

осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться
в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории,
информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам.
Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием
и математикой.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму
базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и
учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой
грамотности.
Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с
функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку
учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках
курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд,
рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны
научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми
органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения
кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию
финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых
продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям
индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования
возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению
мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.
Курс «Финансовая грамотность» для 11 классов разбит на тематические модули,
изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по
вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули
подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать
молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволитучащимся выстроить
собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем
финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве
дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов
финансовой грамотности могут быть использованыучебные пособия, подготовленные в
рамках целостной программы повышения финансовой грамотности:
«Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая
безопасность»,«Пенсия и пенсионные накопления».
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 11
классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а
также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся
с финансовыми институтами с целью достижения финансовогоблагосостояния.
Задачи программы:
•
повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и
организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного
(семейного) благосостояния;

•
приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться
полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных
способов принятия финансовых решений;
•
усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при
решении финансовых задач.
3. М есто уч ебн о го п р едм ет а в у ч еб н о м плане.

Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на
изучение учащимися 11 классов в течение 34 часов из расчета 1 час в неделю. Программа
соответствует ФГОС СОО, реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной
деятельности.
4. С одерж ание у ч еб н о го п редм ета, курса.

Курс финансовой грамотности в 11классах состоит из отдельных модулей, каждый из
которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится кактеоретический материал,
так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе
изучения содержания занятия, сформировать практические умения. Последовательность модулей
выстроена таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного
решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач.

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Страхование»

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся
понимать договор страхования. Виды страхования в России.
Страховые компании и их
услуги для физических лиц. Как использовать
страхование в повседневной жизни.
Практикум. Кейс «Страхование жизни».
Раздел 2. «Инвестиции»

Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам.
Сроки и доходность инвестиций.
Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать
финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять
инвестиционными рисками?
Диверсификация активов как способ снижения рисков.
Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать
информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными
информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые
публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный
портфель.
Место инвестиций в личном финансовом плане.
Практикум. Кейс «Куда вложить деньги».
Раздел 3. «Пенсии»

Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ.
Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как
они работают.
Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал. Место пенсионных
накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане.
Раздел 4. «Налоги»

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная,
прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц.
Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты.
Раздел 5.
«Защита от мошеннических действий на финансовом рынке»

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой
безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими
картами. Махинации с кредитами.
Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.
Практикум. Кейс «Заманчивое предложение».
Итоговое занятие.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа внеурочной деятельности направлена на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения (сформулированы наоснове
ФГОС СОО с использованием списка общеучебных умений и способов действий): Требования к
личностным результатам освоения курса:
•
способность к самостоятельным решениям в области управления личнымифинансами;
•
сформированность сознательного, активного и ответственного поведения нафинансовом
рынке: поведения
личности, уважающей закон, осознающей свою
ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми
институтами;
•
понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
•
готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по
вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
•
готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой
жизни;
•
сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию
достижения финансового благополучия;
•
способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со
сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
учебная программа
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
•
умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их
достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
•
умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
•
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых
проблем;
•
умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
•
умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их
использования;
•
умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по
финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
•
владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит;
ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор
на услуги пострахованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни;
страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги;акции; облигации; налоги; пошлины; сборы;
налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система;
пенсионные накопления;
бизнес;
стартап;
бизнес-план;
бизнес-ангел;
венчурный
предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
•
владение знанием:
6

- об основных целях управления личными финансами,
мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;
- об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физическихлиц,
правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их
специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании
основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае
уклонения от уплаты налогов;
- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер
пенсии, способах формирования будущей пенсии;
- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах
идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продукт

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов

Количество
часов

1

Страхование

8

2

Инвестиции

8

3

Пенсии

5

4

Налоги

5

5

Финансовые махинации

7

6

Итоговое занятие

1

Итого:

34

8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов и тем программы

Кол-во
часов

Дата
проведени
я

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1. Страхование (8ч)

1-2

Понятие «страхование». Страховые компании

2

www.voDreco.ru

3-4

Виды страхования

2

www.voDreco.ru

5-6

Использование страхования в повседневной жизни

2

www.vopreco.ru

7-8

Типичные ошибки при страховании.
Кейс «Страхование жизни»

2

www.vopreco.ru

2

www.vopreco.ru

11-12 Понятие активов. Выбор финансовых посредников.

2

www.vopreco.ru

13-14 Инвестиционные предпочтения. Стратегия
инвестирования.

2

www.vopreco.ru

15-16 Формирование инвестиционного портфеля.
Типичные ошибки инвесторов. Кейс «Куда
вложить деньги?»

2

www.vopreco.ru

17-18 Понятие пенсии. Государственная пенсионная
система. Накопительная и страховая пенсия.

2

www.vopreco.ru

19-20 Корпоративные пенсионные программы

2

www.vopreco.ru

21

1

www.vopreco.ru

22-23 Налоги и их виды. Система налога на доход с
физических лиц в России.
24-25 НДФЛ. Нестандартная ставка. НДФЛ

2

www.vopreco.ru

2

www.vopreco.ru

26

1

www.vopreco.ru

2

www.vopreco.ru

Раздел 2. Инвестиции (8 ч)

9-10

Понятие инвестиций. Инвестирование в бизнес

Раздел 3. Пенсии (5ч)

Формирование частной пенсии
Раздел 4. Налоги (5 ч)

Налоговая декларация
Раздел 5 .Финансовые махинации (7 ч)

27-28 Основные признаки и виды финансовых пирамид.
Махинации с банковскими картами

9

29-30 Махинации с кредитами.

2

www.voDreco.ru

31-32 Махинации с инвестициями

2

www.voDreco.ru

33

Кейс «Заманчивое предложение»

1

www.vopreco.ru

34

Итоговое занятие

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для
учащ. 10-11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2015. 400 с.: ил. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод.реком.
для учителя. 10-11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 80 с.: ил. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 10-11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 112 с.: ил. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).учебная программа 45
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 10-11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 48 с.: ил.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Управление личными финансами: теория и практика: учеб.пособие для
будущихпрофессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой.
- Волгоград:Изд-воВолгоградскогофилиалаФГБОУВПОРАН-ХиГС,2013. -182с.
Рабочаятетрадькучебномукурсу.Управлениеличнымифинансами:теорияипракти
ка: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. - Волгоград:ИздвоВолгоградскогофилиалаФГБОУ ВПОРАНХиГС,2013.-80с.
Энциклопедияличныхфинансов:популярноеиздание/подред.А.П.Алмосова,Ю.
В. Бреховой. - Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО
РАНХиГС,2013.-122с.
Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов:
учеб.пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. - Волгоград: Изд-во
ВолгоградскогофилиалаРАНХиГС,2013. -100 с.
Рабочая тетрадь к учебному курсу «Путеводитель по финансовой грамотности
длявоспитанников детских домов»: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю.
В.Бреховой.-Волгоград:Изд-воВолгоградскогофилиалаРАНХиГС, 2013.-60с.
Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. Волгоград:Изд-воФГОУВПОВАГС,2011.-24 с.-(Простыефинансы).
АлмосовА.П. Кредиты,которыенасразоряют/А.П.Алмосов,Ю.В.Брехова.Волгоград:Изд-воВолгоградскогофилиалаРАНХиГС,2012.-28с.-(Простыефинансы).
АлмосовА.П. Каксохранить,чтобынепотерять/А.П.Алмосов,Ю.В.Брехова.Волгоград:Изд-воВолгоградскогофилиалаРАНХиГС,2012. -28с.-(Простыефинансы).

1

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
3. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
4. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых
исследований.
6. www.beafnd.org — Фонд «Бюро экономического анализа».
7. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала «Вопросы экономики».
8. www.tpprf.ru - Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
9. www.rts.micex.ru - РТС и ММВБ - объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/main — Министерство экономического развития
Российской Федерации.
11. www.minpromtorg.gov.ru - Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации. 12. www.fas.gov.ru - Федеральная антимонопольная служба России.
13. www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации.
14. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
15. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики
16. www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба.
17. www.wto.ru — Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.
19. www.imf.org - Международный валютный фонд.
20. хочумогузнаю.рф
21. вашифинансы.рф

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».