Рабочая программа Читательская грамотность 11-12 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Невьянского городского округа
г. Невьянск, ул Долгих. 69___________________тел. 2-17-36, Факс 4-20-09

Согласовано:
Председатель методического
совета ^ ^ ^ ^ Колташова С.Н.)
протокол № 1
OTj f l '
2024 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности

Название курса: «Читательская грамотность»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год

ФИО учителя: Бурдыгина О.Н.
Должность:
учитель русского языка и литературы

2024 год
1

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы
смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5(6) классов
общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех
учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является
стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности
метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном
информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически
воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей.
Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде
и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы
в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с
информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является
чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его
способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной
деятельности.
Чтение - это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую
при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей
информации является текст,поэтому умение правильно работать с текстом относится
куниверсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в
программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире.Обучение
чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение,
мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества,
навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основысмыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже
в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и
совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
■ формирование и развитие личности ребёнкана основе духовной и интеллектуальной
потребностивчтении;
■ формирование и развитиеоснов читательской компетенции, способствующей достижению
результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
■ формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
2

■

■

■

■

■

развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельностьучащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого
чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей
практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы
программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая
не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и
заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны
быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные
технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы
организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие
познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности,
навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий - беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион,
конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра,
библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся - индивидуальные и коллективные
(групповые, в парах) формы.
Режим занятий - программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в
неделю).

3

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
■ осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных
познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
■ использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования
собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметн ыерезул ьтаты:
учащиеся овладеют
■ элементарными навыками работы с книгой;
■ умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
■ элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).

■
■
■
■
■

■
■
■
■
■
■

■
■
■
■

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на
основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи,
делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли
текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

4

■
■
■
■

■
■
■

■

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
■ использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
■ обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.

5

Содержание программы
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторингкачества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей,
с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать
более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и
прогнозирования;обсуждение возможных результатов и формы предъявления
результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с
технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио.
Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять
цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу;
потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы
развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информациио видах чтения,
которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое,
поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации,
принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с
информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе
школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование
содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева
«Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков
«Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт
«Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как
выбрать нужную книгу?»; определение элементов структуры книги и информации,
которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с
книгой, статьёй учебника и т.п.Практическоеосвоение способов/приёмов просмотрового
чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с
целью обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают обязательный
вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
6

• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете
читать) именно эту книгу?
Практикум:практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения
(в работе с отдельным текстом)с цельюболее подробно уяснить какую-то определенную
информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте
вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по
теме? Что мне нужноузнать?Чего жду от этой главы, параграфа?
• найдите в тексте ... (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работав
малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы
познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного
чтения: ...)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю - хочу узнать -узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю - хочу узнать - узнал».Умение
опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации,
ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к
получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые
выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.

1)
2)
3)
4)
5)
6)

Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий
РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексныйподход к содержаниютекста из учебника
истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично знакома
учащимся:
заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
самостоятельное чтение текста и выявление информации,
совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили
перед чтением?
заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
добавление источника информации (текст . ) в дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось
нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Хочу узнать
Знаю
Узнал
Источники информации
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
7

Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от
лат. 1ех1ш — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань,
сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления егопризнаков:
выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность
(текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких
предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в
отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и
содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая
цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой
действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к
содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая
тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне
смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий.
Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина
(«Октябрь уж наступил...»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина...») - выявление групп
тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это
случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») - выявление ритмико­
интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных
произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме:
утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск
необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения.
Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая
направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт.Предтекстовыевопросы и задания в формировании умений.

•

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник
Заголовок - это „входная дверь “ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок - краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь
к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего
времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова
профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие
отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами»
(«Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых«О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
Географические последствия землетрясений (отражает тему);
8

•
•
•
•
•
•

Осень - любимое время года (отражает главную мысль);
Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
Умение читать правильно - это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
Золотые пески Египта (рекламная функция);
А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана
текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть
предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемныйвопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение
оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль
заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу
текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и
эпиграфу.Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовыевопросы и задания в
формировании умений.

•
•
•
-

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
содержательный анализ одноготекста, определение темы и главной мысли;
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
подбор заглавий,
характеризующих тему;
характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;
указывающих на событие, время, действующее лицо;
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и
побор эпиграфа
Письменноесочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян
Эпиграф не случаен - он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором
будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам,
данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период
(УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используютсяпредтекстовыевопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и
подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы,
несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и
9

значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других
языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в
контекстном употреблении.

•
•
•
•
•

-

Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием
словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
Аукцион «Кто больше?»
Игра «Правда ли, что ...?»
Реши задачу
В поисках слова
Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса
чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их
значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие
варианты тем)
Объектами проверки являются умения
отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
понимать смысловую, эстетическуюстороны текстов,
отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с
(http://www.slovari.ru
использованием
сетевых
образовательных
ресурсов
.http://ru.wikipcdia.org. http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы
и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового
чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся
вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг.
Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)
Презентация
словарей
и
справочников:
информация
о
словарях
библиотекаря/учителя
и/или
представлениеинтернет-ресурсов.
Словари
энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический
словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые
(филологические, лингвистические). Лингвистические словари - одноязычные и
многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного
языка (словари thesaurus - от греч. «сокровищница, хранилище»), современного
литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения,
исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов,
орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные,
терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих
терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум (работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение
назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения;
10

ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов).
Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к
ролевой игре«Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана
представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов.
Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные
данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи;
интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов.
Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью
слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация
понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки.
Термин, определение термина через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на
наиболее существенный признак.

•
•
•

•
•
•
•

•

Интеллектуальныймарафон:решениезадач, выявляющих и формирующих
практические умения совершать интеллектуальные действия:
подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс - знак
математических действий, ... -насекомое, ... -единица длины);
ограничивать понятия (например: геометрическая фигура - квадрат; небесное тело планета - Земля);
выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона,
углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометриз словтепловые явления, шкала,
температура, прибор);
подбирать рядоположенные слова (термометр, весы - измерительные приборы).
Игры:
«Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
«Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и
заканчивая существенными).
«Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и
наиболее существенного признака: прилагательное - часть речи, обозначает признак
предмета).
«Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).
Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная,
фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и
др.Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя
технологии поискового (сканирующего) чтения.

•

Практикум «Учимся читать учебный текст»:
Разминкана развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» (Дидактический
материал: к занятию 11.);
11

•

•

Поисковоечтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации
(пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста - общую
информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить
главную ивспомогательную информацию, иллюстративную);
упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и
обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).
Мониторинг:упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания,
памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.
Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для
выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов;
[правила/определения]; вспомогательная информация>; «!» - особо важная информация;
может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «у» - уже знал, «+» - новое, «-» думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»:
чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовыевопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.).
Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать
с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг:выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с
информацией
по
заданным
параметрам
поиска
и
нахождения
нужной
информации,совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление
результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация
предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики,
диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы
(помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта,
карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения
работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
12

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

«О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и
анализ несплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала
реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с
несплошными текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием
материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и
задания:
определите вид текста;
выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;
определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех
незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
определите смысловые блоки - с главной и второстепенной информацией;
определите основное содержание;
вопросы при изучающем чтении
проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста;
найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на
основе рисунка, графика)?
Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умениядополнять таблицу недостающими данными
Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение,
оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при
определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на
абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная,
параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое
в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:

Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте - это, прежде
всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
13

2)
доказатьсправедливость суждения академика, выполнив задание на
восстановление последовательности предложений в тексте.
3)
Составлениетаблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов
речи.

•
•
•
•
•
•
•
•

Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму:
заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в
определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки
зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и
задания:
Каким типом речи является данный текст? Докажите.
Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
Объясните деление текста на абзацы?
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
Определите средства связи между ... и .. .предложениями.
Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёткомиссий лексикографово возможностях разных словарей
«Словари и справочники - спутники цивилизации»: защита групповых проектов,
представляющих определённые виды словарей.Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее
понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий
эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять
причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический
материал: к занятию 18.)

•

•
•
•
•

Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение иопределение «сцеплений» мысли в
пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с
элементами того и другого).
«Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях
(цитаты, крылатые выражения).
«Собери предложение»: первый уровень - из «рассыпанных» слов, второй уровень - из
частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу,
соединение предложений в смысловое единство.
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

14

Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и
маркировка информации по смысловому содержанию - причина, цель, следствие,
пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи
,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или
публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически
выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

•
•
•

Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и
фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в
раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте
учебно-научного стиля речи)
Умение
анализировать
текст-рассуждение,
один
из
востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей.
Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях отерминахтезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды
рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения
(тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление - тезис­
доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис).
Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и
маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор
собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.

•
•

Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование
как
интеллектуальный
мыслительный
приём
при
ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и
понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует
навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
«Угадай слово»
«Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными
буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций;
развитие навыков быстрого чтения.
15

Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной,
неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития
замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов.
Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»:творческое чтение
текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и
комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом.
Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов
реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс
чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в
тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй
(сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в
порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум«Учимся задавать вопросы»:приёмыобнаружения в тексте скрытых
вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором,
проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и
составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие»
вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы).
Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков — шесть типов вопросов.простые
вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести
определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи,
выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь,
что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»);
интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно­
следственных связей(«Почему .? » ); творческие вопросы, содержащие элементы условности,
предположения, прогноза («Если бы .»; «Как вы думаете, что (как) будет .? » ); оценочные
вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему
что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление
взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, ч то .?» : поиск ответов на заданные
по тексту вопросы — для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла
учебного/познавательного текста.
16

Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых»
вопросов,самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен
вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в
таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых»
вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора,
выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать
ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах,
взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены
группой. Завершение марафона (финишная черта) - обоснование и запись главной мысли
текста.
Тема 26. Игра-состязание«Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда,
задавшая последний вопрос. Дидактическая цель - диагностировать умение задавать
вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной, явной и скрытойинформации; развитие
воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний,
предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а
мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при
знакомстве с учебным (познавательным) текстом,решение задачи — собрать
коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного
обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных
единиц.Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана:
простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с
существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста,
выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных
формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
17

• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца кратко;
• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замысломна этапе понимания и преобразования текстовой
информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение
учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана
(фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием
технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения
двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по
определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и
обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить
варианты использования собранного материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование
информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение
базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в
разных формах графического оформления текста.

•

•

•
•

Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст».Организация проектной
деятельности в группах:
определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного
вида несплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного
сплошного текста;
коллективное обсуждениеэтапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы;
чтение текста и извлечение основной и второстепенной информации, выделение
ключевых слов,озаглавливание;обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры
несплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при
создании конечного продукта);
реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для
решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и
формулирование вопросов на основе содержания созданного группойнесплошного текста.

18

Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе:
глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов несплошных текстов
и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста
и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование
умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами
описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное,
подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу
передачи содержания).

•
•
•
•
•
•
•
•

Устное
изложение:
подготовка
устного
сжатого
пересказа
текстаповествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного
предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13).
Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым
опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является
важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное,
целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые
вопросы и задания:
Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
Что нового и полезного вы узнали из текста?
Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны
информации?
Возможны ли другие пути решения вопроса?
Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
Где можно применить полученные знания?
Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного
текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения
проблемного публицистического текста.
Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению
умений работать с информацией и текстом)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному
читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического
19

и практического усвоения стратегий чтения и проверкарезультативности на уровне
понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление
рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения.Включение Памятки в
портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и
самоанализа.
Итоговый контроль:Представление портфолио «Мои достижения»

20

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование
разделов, блоков, тем

Всего
часов

1.

Умеем ли мы читать?
(Виды чтения)

1

2.

Как выбрать книгу?
(Виды
чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок
Учимся ставить цель
чтения («Знаю - хочу
узнать - узнал»)

1

3.

4.

5.

1

Что
и
о
чём? 1
(Углубление понятия о
тексте)
С чего начинается 1
текст? (Роль заглавия)

6.

Зачем нужен эпиграф? 1
(Роль
заглавия
и
эпиграфа)

7.

В нимание к слову.

8.

1
Тематический
конкурс чтецов
Наши
друзья
и 1
помощники (Словари и
справочники)
Учимся
читать 1
учебный
текст
(Элементы
учебного
текста)

9.

10.

11.

1

Главное и неглавное в 1

Дата
проведения
занятия
по
факт.
плану

Характеристика
учащихся

деятельности

Знакомство с технологией сбора
и анализа информации о
результатах
работы
для
портфолио
Извлечение
нужной
информации
из
текста;
составление памятки, работа в
группах
Освоение стратегий смыслового
чтения
с
применением
технологий РКМЧП
Подготовка к конкурсу чтецов
по выбранной теме:
Прогнозирование содержания
текста по заглавию, составление
плана текста, сопоставление
прогноза с содержанием текста
Выявление понимания роли
эпиграфа в книге, тексте.
Лексический анализ выбранных
для
конкурса
чтецов
произведений с целью поиска
всех
непонятных
слов
и
выражений и выяснения их
значения
Участие в конкурсе чтецов
Знакомство с словарями

Решение задач, выявляющих и
формирующих практические
умения совершать
интеллектуальные действия
Находить требуемую (нужную)
21

тексте
(Виды
информации в учебном
тексте)
12.

13.

Учимся
читать 1
учебный
текст
(Маркировка
информации)
Практикум1
диагностика (Тестовая
работа по применению
умений работать с
информацией
и
выделять
главную
мысль)

14.

К ак читать
несплошной текст?.

1

15.

Шифровка
дешифровка текста.

и 1

16.

К ак построен текст?
(Строение
текстов
разных типов речи)

17.

Ролевая
игра 1
«Заседание Учёного
совета
лексикографов»
«Сцепления» в тексте 1
(Смысловые связи в
тексте)

18.

1

информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего) чтения
Поиск
информации
и
понимание прочитанного
Выполнение тестовой работы,
проверяющей умение работать с
информацией
по заданным
параметрам
поиска
и
нахождения
нужной
информации,
совместная
проверка результатов, анализ и
рефлексия.
Поиск и обработка информации
в несплошных текстах
Поиск
и
нахождение
информации в несплошных
текстах
Составление таблицы/опорной
схемы/опорного конспекта по
теории типов речи
Ролевая игра

19.

Погружение в текст.

1

20.

П огружение в текст

1

21.

В оображение
прогнозирование.

и

1

22.

В оображение
и
прогнозирование.
Диалог с текстом.
Диалог
с
текстом
(«Толстые и тонкие»
вопросы)

1

Развитие
интеллектуальных
умений выявлять и определять
причинно-следственные связи,
устанавливать
аналогии
и
сравнения
Логико-смысловой
анализ
текста художественного или
публицистического стиля речи
Выделение тезиса и аргументов/
примеров в тексте учебно­
научного стиля речи
Изучение
приёмов
прогнозирования
Прогнозирование содержания

1
1

Составление вопросов к тексту
Составление вопросов к тексту

23.
24.

22

25.

Диалог
с
(Выделение
мысли)

26.

1
Игра-состязание
«Аукцион вопросов и
ответов»
Учимся читать «между 1
строк»
(Скрытая
информация в тексте)

27.

текстом
главной

1

28.

Что помогает понять
текст? (План текста)

1

29.

Что помогает понять
текст
(Перекодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты)

1

30.

Шифровка
дешифровка текста.

31.

К огда текст прочитан.

1

32.

Когда
текст
прочитан(Оценка
информации)

1

33.

Практикум1
диагностика (Тестовая
работа
по
комплексному
применению
умений
работать
с
информацией
и
текстом)
Ч ему
я
научился 1
(Подведение
итогов,
оформление
портфолио)
34
Итого:

34.

и 1

Составление
вопросов
в
группах,
взаимообмен
вопросами между группами и
ответы на те из них, которые не
были учтены группой
Участие в командной игре

Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и выделения
главной
и
второстепенной,
явной и скрытойинформации
Структурирование информации
во время чтения и после чтения,
перерабатывание
и
фиксирование
сжатой
информации в форме плана
Структурирование информации
во время чтения и после чтения,
перерабатывание
и
фиксирование
сжатой
информации в форме плана
Обработка и перекодирование
информации
Обработка
и
предъявление
информации: план текста и
пересказ)
Создание вторичного текста
на базе другого (исходного
текста): пересказ (изложение)
как средство формирования
коммуникативных умений.
Работа с тестом

Создание памятки

23

Формы и виды контроля.
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с
текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для
индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал:
текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих,
как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны
быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с
количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного
свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические
материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна
базовом уровне:
•
определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы
текста, подбор заголовка, отражающего тему);
•
определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания
текста, подбор заголовка, отражающего идею);
•
определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление
принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);
•
извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической
информации);
•
находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе
текста);
•
устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
•
синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление
последовательности, составление плана и т.п.);
•
понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения
встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой
выразительности);
•
анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать
знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой
форме, например, в таблице);
•
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
•
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать
имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
•
строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное
мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в
форме связного письменного ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового
характера используется традиционный подход (1 балл - правильный ответ, 0 баллов неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует
критериального подхода. Вобщем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде
связного высказывания с опорой на текст

Баллы
3

24

Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного
высказывания без опоры на текст
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами

2

Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого
отношения к содержанию текста или ответ отсутствует
Максимальный балл

0

1

2

Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
Найти
и
установить
последовательность
или
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации,
часть
которой может быть задана вне
основного текста. Сделать вывод
о том, какая информация в тексте
необходима для выполнения
задания.
Работать
с
правдоподобной
и/
или
достаточно
объёмной
информацией.
4 уровень
Нахождение информации
айти и установить возможную
последовательность
или
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, каждая
часть которой может отвечать
множественным критериям в
тексте с неизвестным контекстом
или формой. Сделать вывод о
том, какая информация в тексте
необходима для
выполнения
задания.

Интерпретация текста
Истолковать
значения
нюансов
языка
или
показать
полное
понимание текста и всех
его деталей.

Рефлексия и оценка
Критически оценить текст
или выдвинуть гипотезы о
нём на основе специальных
знаний.
Работать
с
понятиями,
которые
противоположны
ожиданиям, основываясь на
глубоком
понимании
длинных
или
сложных
текстов.

Интерпретация текста
Использовать глубокие
идеи, заложенные в
тексте для понимания и
применения категорий в
незнакомом контексте;
истолковывать разделы
текста, беря в расчет
понимание текста в
целом.
Работать
с
идеями,
которые
противоречат
ожиданиям
и
сформулированы
в
негативном контексте.

Рефлексия и оценка
Использовать академические
и общественные знания для
выдвижения гипотез или
критической оценки текста.
Демонстрировать
точное
понимание
длинных
и
сложных текстов.

25

3 уровень
Нахождение информации
Найти и в некоторых случаях
распознать
связи
между
отрывками
информации,
каждый из которых, возможно,
отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
известной, но противоречивой
информацией.

2 уровень
Нахождение информации
Найти один или более отрывков
информации, каждый из которых,
возможно,
отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
противоречивой
информацией.

1 уровень
Нахождение информации
Найти
один
(или
более)
независимый друг от друга
отрывок явно выраженной в
тексте информации по простому
критерию.

Интерпретация текста
Объединить
несколько
частей текста для того,
чтобы определить главную
мысль, объяснять связи и
истолковывать
значения
слов и смысл фраз.
Сравнивать,
противопоставлять
или
классифицировать части
информации, принимая во
внимание
множество
критериев. Работать с
противоречивой
информацией.

Рефлексия и оценка
Делать
сравнения
или
устанавливать связи, давать
объяснения или оценивать
особенности
текста.
Демонстрировать
точное
понимание текста в связи с
известными, повседневными
знаниями или основывать
выводы на менее известных
знаниях.

Интерпретация текста
Определить
главную
мысль, понимать связи,
формировать
и
применять
простые
категории
или
истолковывать значения
в пределах ограниченной
части
текста,
когда
информация
малоизвестна
и
требуется
сделать
простые выводы.

Рефлексия и оценка
Делать
сравнения
или
устанавливать связи между
текстом
и
внешними
знаниями или объяснять
особенности
текста,
основываясь на собственном
опыте и отношениях.

Интерпретация текста
Распознать главную тему
или авторские намерения
в тексте на известную
тему, когда требуемая
информация в тексте
общеизвестна.

Рефлексия и оценка
Устанавливать простые связи
между информацией в тексте
и общими, повседневными
знаниями.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».