Рабочая программа Основы финансовой грамотности 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Невьянский городской округ
МБОУ СОШ № 4

СОГЛАСОВАНО
Председатель методического совета
__________

^
Протокол №1
от «30» августа 2024 г.

Колташова С.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
9 класс

Составитель: Носов Л. Н.,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 4

Невьянск 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности» для учащихся для 9 классов разработана в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.
Документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №
1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015
№1577);
• Авторская программа по финансовой грамотности. 8-9 классы
общеобразоват.орг.- Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В.
Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 9 класса в сфере экономики семьи.
В 9классах дети обучаются в возрасте 14-16 лет, когда с правовой точки
зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой
сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям,
которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях
финансового мира. Важность данного курса в его практической значимости и
в перспективе его применения.
Данный
возраст
это
время
самоопределения
для
многих
девятиклассников, связанный с переходом во взрослую жизнь и освоением
некоторых ролей взрослого человека. Необходимо научить девятиклассника не
бояться взрослой жизни и показать, что существуют различные алгоритмы
действия в тех или иных финансовых ситуациях. Поэтому для обучающихся
развитие общеинтеллектуальных способностей и расширение своего кругозора
в финансовых вопросах является актуальным. В ходе обучения важно
опираться на личностные потребности обучающегося, формируя
умение
действовать самостоятельно в сфере финансов. Одним из основных умений,
формируемых у старшеклассников, это умение уценивать финансовую
ситуацию и выбирать наиболее приемлемый вариант для её решения.
В данном курсе вопросы связанные с организацией и планированием
бюджета рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется
планированию личного бюджета.
2

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции
поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из
различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую и аналитическую
деятельность,
а также решение различных жизненных ситуаций для
получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: Формирование основ финансовой грамотности у
обучающихся 9 классов. Данная программа предполагает освоение базовых
финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер
финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых
институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Требования к личностным результатам освоения курса:
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами
обязанности.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;

3

- формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, опорного
конспекта;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, соотнесения с известными понятиями;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями и
умениями;
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения
курса:
-сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые
и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их
решения;
-владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем
и их оценки;
-владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование
поведения в сфере финансов;
-сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
-умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и
оценивать свои поступки;
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:

4

-понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Требования к предметным результатам освоения курса:
-владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские
карты, финансовое мошеничество, финансовое планирование, форс-мажор,
страхование.

5

Учебно-тематический план
внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для
учащихся для 9 классов
Наименование разделов

Количество часов
повторе
ния

Введение в курс.

1

учебных
часов
1

Тема 1. Потребительская культура

16

15

1

Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета
(доходы, расходы)

11

10

1

Тема 3. Пенсионное обеспечение и
финансовое благополучие.

6

3

2

Итоговое повторение

1

всего

Итого:

34

1

29

5

6

Основное содержание курса: «Основы финансовой грамотности»
№

Содержание курса

п/п
Тема 1.
Потребите
льская
культура

-Познавательная беседа: «Что такое
потребительская культура»;
-«Потребление: структура и
нормы»;
-«Кто такой потребитель?» «Разнообразие человеческих
потребностей и их классификация»;
-«Поговорим о культуре
потребления»;
-«Качество товаров»;
-«Как покупать продукты
питания?»;
-«Как выбирать одежду и обувь?»;
-«Бытовая техника: всерьез и
надолго»;
-«Всегда ли товар можно обменять»;
-Потребительская культура в сфере
услуг: - «Правила пользования
коммунальными услугами»;
-«Это должен знать каждый,
отправляясь в дорогу»;
-Познавательная беседа:
«Происхождение денег»;
-«Деньги: что это такое?»;
-«Что может происходить с
деньгами и как это влияет на
финансы нашей семьи?»;
-«Роль денег в нашей жизни».
«Потребление или инвестиции?»
Враг личного капитала».
-Беседа с элементами дискуссии:
«Ресурсосбережение - основа
финансового благополучия»;
-Познавательная беседа: «Семья и
финансовые организации: как
сотрудничать без проблем»;
«Основные понятия кредитования»;
-Практическая беседа «Виды
кредитов»;

Формы

Виды

организации

деятельности

Познавательная -Выступления
учащихся;
беседа;
-Круглый стол;
-Решение
экономических
задач
«Арифметика
кредитов»;
-Практическая
работа;

-Поиск
информации в
различных
источниках в
том числе в
интернет;
-Аналитическая
работа;

-Дискуссия;

-Ролевая игра;
-Миниисследование;

Решение
проблемной
ситуации;

-Деловая игра;

-Творческая
работа ;

-Работа с
документами;

-Мини-проект;
-Правовая
консультация;
-Показ
презентации

7

-Познавательная беседа «Что такое
кредитная история заемщика?»;
- Познавательная беседа с
элементами дискуссии: «Плюсы
моментальных кредитов»; «Минусы
моментальных кредитов»;
-Интерактивная беседа: Финансовое
мошенничество -«Финансовые
пирамиды»;
-Познавательная беседа: «Для чего
нужны финансовые организации?»;
«Банковская ячейка и банковский
перевод»;
-Валюта в современном мире.
«Обмен валют», - «Что такое
валютный рынок и как он
устроен?»;
- «Можно ли выиграть, размещая
сбережения в валюте?»;
-«Банковские карты»: риски и
управление ими.
-Интерактивная беседа: «Банковские
услуги: кредит, депозит». «Заем,
виды займов»;
-Познавательная беседа «Ипотека»;
-«Арифметика ипотеки»;
-«Как увеличить семейные расходы
с использованием финансовых
организаций?»;
-«Для чего нужно осуществлять
финансовое планирование?»;
-«Как осуществлять финансовое
планирование на разных жизненных
этапах?»;
-«Психология потребителя».
Потребность в защите: Закон «О
защите прав потребителя»
-«Кто защищает потребителя?»;
-«Г осударственные органы защиты
прав потребителей»;
-«Общественные организации по
защите прав потребителей»;
-«В каких случаях потребитель
8

имеет право на судебную защиту?»;
-«Что такое моральный вред и как
он возмещается?»;
-Интерактивная беседа: «Инфляция.
Причины и последствия».
Тема 2.
Бюджет.
Планирова
ние
бюджета
(доходы,
расходы..)

- Интерактивная беседа: Построение
семейного бюджета
-«Что такое семейный бюджет и как
его построить?», «Как
оптимизировать семейный
бюджет?»;
-Познавательная беседа: Источники
денежных средств семьи;
-«Какие бывают источники
доходов?»
-«От чего зависят личные и
семейные доходы?»;
-Беседа-дискуссия: Куда уходят
деньги?, «Как контролировать
семейные расходы и зачем это
делать?»;
-«Разумные расходы - статьи
расходов»;
-«Статьи доходов и расходов»;
-Познавательная беседа: «Зарплата
как источник дохода»;
-Познавательная беседа:
«Финансовое планирование как
способ повышения
благосостояния»;
-Познавательная беседа «Для чего
нужно осуществлять финансовое
планирование?»;
-«Как осуществлять финансовое
планирование на разных жизненных
этапах?»;
-«Рациональный бюджет
школьника»;
-Познавательная беседа: «Человек и
государство: как они
взаимодействуют»:
-«Налоги и их роль в жизни семьи»;
-«Что такое налоги и зачем их

-Круглый стол;
-Практическая
работа;
-Беседадискуссия;

-Выступления
учащихся;
-Решение
практических
задач;

-Аналитическая
Познавательная работа;
беседа:
-Работа с
документами;
-Правовая
консультация;
-Зачёт;
-Деловая игра;
-Мини-проект;
-Решение
жизненных
задач;

9

платить?»;
-Работа с документами: «Какие
налоги мы платим?»;
-«Каждый платит налоги»;
-Познавательная беседа:
«Безработица, почему она возникает
и какой бывает?». Пособие по
безработице.
-Интерактивная беседа: «Особая
жизненная ситуация» - рождение
ребёнка, потеря кормильца,
болезнь, потеря работы, природные
и техногенные катастрофы;
-«Чем поможет страхование?»;
-Познавательная беседа:
«Собственный бизнес, как способ
пополнения семейного бюджета»;
-Мини-проект: «Как создать свое
дело?»;
-Практическая работа: «Составление
бюджета семьи»

Тема 3.
Пенсионно
е
обеспечен
ие и
финансово
е
благополу
чие

-Познавательная интерактивная
беседа: «Информация для
потребителя»;
-Инвестиции:
-Правовая консультация:
«Основные правила
инвестирования: как покупать
ценные бумаги»;
-Правовая консультация «Основные
правила инвестирования: как
продавать ценные бумаги»;
-Решение экономических задач
«Инвестиции в драгоценные
металлы»;
-Познавательная беседа «Что такое
ПИФы?»;

-Правовая
консультация;

-Ролевая игра;

-Решение
Познавательная экономических
интерактивная задач;
беседа;
-Творческая
-Выступления
учащихся;
работа;
-Аналитическая
-Дискуссия;
работа;
Познавательная -Практическая
беседа;
работа;
-Практическая
работа;

-Аналитическая
работа;

-Мини-

-Защита
10

Итоговое
повторени
е

«Депозиты и их виды»;
-Познавательная беседа:
«Пенсионное обеспечение и
финансовое благополучие в
старости»;
-Правовая консультация:
«Источники информации»;
«Реклама и ее виды»;
-Страхование:
-Творческая работа: «Участники
страхового рынка»;
-Аналитическая работа: «Личное
страхование»;
-Правовая консультация:
«Страховые накопительные
программы»;
-Правовая консультация:
«Мошенники на рынке страховых
услуг»;
Пенсии:
-Познавательная беседа:
«Государственное пенсионное
страхование»;
-Познавательная беседа:
«Профессиональные участники
пенсионной системы»;
-Практическая работа
«Негосударственные пенсионные
фонды: как с ними работать?»;
-Подготовка и оформление
творческих исследовательских
проектов учащихся;
-Защита проектов
-Итоговая работа по теме

исследование;

проектов;

-Подготовка и
оформление
творческих
исследовательс
ких проектов
учащихся;

-Демонстрация
презентации.

-Показ
презентации

Тест

«Финансовая грамотность»

11

Календарно-тематическое планирование 9 класс
примечания
№
Тема урока
Кол
дата
п/п
-во
факт
часов
1
Познавательная
Введение в курс.
1
(вводная) беседа
16
Тема 1. Потребительская
культура
Деньги. Виды денег.
1
-Поиск информации
в различных
2
источниках в том
числе в интернет
История развития банков.
1
Выступления
3
учащихся
Банки и их функции.
1
Интерактивная
4
познавательная
беседа
1
Денежные переводы, счета и
Теоретическое
5
вклады.
исследование
1
Аналитическая
Кредитные продукты.
6
работа
Виды кредитов и их свойства.
1
Аналитическая
7
работа
1
Банковские карты.
Теоретическое
8
исследование
Банковский кредит и условия
1
Аналитическая
9 его предоставления.
работа. Мини­
исследование
Безналичные переводы и
1
Выступление
платежи
обучающихся с
10
использованием
презентации
Современные деньги разных
1
Мини 11
стран.
исследование
1
Дискуссия
12 Кредитная история.
1
Практическая
Микрофинансовые
13
организации.
работа
Инфляция. Причины и
1
Аналитическая
14
последствия.
работа
1
Аналитическая
Страхование
15
работа
1
Поиск информации
Финансовое мошенничество
16
в различных
12

17

ФЗ "О защите прав
потребителей".
Тема 2. Бюджет.
Планирование бюджета
(доходы, расходы...)
Личный и семейный бюджет

1
11

1

18
Цели планирования.

1

Виды бюджета семьи.

1

Структура доходов семьи.

1

Зарплата как источник дохода.

1

Структура семейных расходов.

1

19

20
21
22
23

источниках
Работа с
документами

Безработица: почему она
24 возникает и какой бывает.
Пособие по безработице
Подоходный налог. Налог на
25 имущество.

1

Виды налогов. Какие налоги
26 вам предстоит платить.

1

Как составить финансовый
план семьи - семейный
27 бюджет.

1

Практическая работа.
28 Составление бюджета семьи.
Зачёт.
Тема 3. Пенсионное
обеспечение и финансовое
благополучие.
Информационное общество.
29 Портал государственных услуг.

1

1

1

Познавательная
интерактивная
беседа
Решение
жизненных
ситуаций
Познавательная
Беседа.
Презентация
Практическая
работа
Познававтельная
беседа
Практическая
работа
Аналитическая
работа
Аналитическая
работа. Работа с
документами.
Аналитическая
работа. Работа с
документами.
Познавтельная
интерактивная
беседа с
использованием
презентации
Практическая
работа

Познавательная
интерактивная
беседа
13

Г осударственное пенсионное
страхование.
30
Негосударственные
пенсионные фонды.
Пенсионное законодательство
31
Российской Федерации.
Практическая работа.
32
Финансовая грамотность.
Практическая работа.
33
Финансовая грамотность.
Итоговое повторение
34

Зачёт

1

Познавательная
интерактивная
беседа(презентация)

1

Работа с
документами
Практическая
работа
Практическая
работа

1
1
1
1

14

Литература:
-Интернет ресурсы:
1. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования».
2. Информационное общество. Портал государственных услуг.
-Печатные издания:
1. Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель ООО «Р-консалт», г.
Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017 г.
2. Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9
классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. — 352 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению»).
3. Рязанова, О. И. Р99 Финансовая грамотность: методические рекомендации
для учителя. 8-9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е.
Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 с. (Дополнительное
образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».