МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Невьянский городской округ МБОУ СОШ № 4 СОГЛАСОВАНО Председатель методического совета __________ ^ Протокол №1 от «30» августа 2024 г. Колташова С. Рабочая программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 9 класс Составитель: Носов Л. Н., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 4 Невьянск 2024 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся для 9 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Документы, используемые при составлении рабочей программы: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; • Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577); • Авторская программа по финансовой грамотности. 8-9 классы общеобразоват.орг.- Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 класса в сфере экономики семьи. В 9классах дети обучаются в возрасте 14-16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Важность данного курса в его практической значимости и в перспективе его применения. Данный возраст это время самоопределения для многих девятиклассников, связанный с переходом во взрослую жизнь и освоением некоторых ролей взрослого человека. Необходимо научить девятиклассника не бояться взрослой жизни и показать, что существуют различные алгоритмы действия в тех или иных финансовых ситуациях. Поэтому для обучающихся развитие общеинтеллектуальных способностей и расширение своего кругозора в финансовых вопросах является актуальным. В ходе обучения важно опираться на личностные потребности обучающегося, формируя умение действовать самостоятельно в сфере финансов. Одним из основных умений, формируемых у старшеклассников, это умение уценивать финансовую ситуацию и выбирать наиболее приемлемый вариант для её решения. В данном курсе вопросы связанные с организацией и планированием бюджета рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. 2 Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую и аналитическую деятельность, а также решение различных жизненных ситуаций для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений. Цели и планируемые результаты. Цель обучения: Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 9 классов. Данная программа предполагает освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др. Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. Требования к личностным результатам освоения курса: - сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; - готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Метапредметными результатами изучения курса являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; 3 - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, опорного конспекта; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известными понятиями; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями и умениями; Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: -сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; -владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; -владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; -сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; -умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: 4 -понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; - приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Требования к предметным результатам освоения курса: -владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое мошеничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование. 5 Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся для 9 классов Наименование разделов Количество часов повторе ния Введение в курс. 1 учебных часов 1 Тема 1. Потребительская культура 16 15 1 Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы) 11 10 1 Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие. 6 3 2 Итоговое повторение 1 всего Итого: 34 1 29 5 6 Основное содержание курса: «Основы финансовой грамотности» № Содержание курса п/п Тема 1. Потребите льская культура -Познавательная беседа: «Что такое потребительская культура»; -«Потребление: структура и нормы»; -«Кто такой потребитель?» «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация»; -«Поговорим о культуре потребления»; -«Качество товаров»; -«Как покупать продукты питания?»; -«Как выбирать одежду и обувь?»; -«Бытовая техника: всерьез и надолго»; -«Всегда ли товар можно обменять»; -Потребительская культура в сфере услуг: - «Правила пользования коммунальными услугами»; -«Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу»; -Познавательная беседа: «Происхождение денег»; -«Деньги: что это такое?»; -«Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»; -«Роль денег в нашей жизни». «Потребление или инвестиции?» Враг личного капитала». -Беседа с элементами дискуссии: «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия»; -Познавательная беседа: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»; «Основные понятия кредитования»; -Практическая беседа «Виды кредитов»; Формы Виды организации деятельности Познавательная -Выступления учащихся; беседа; -Круглый стол; -Решение экономических задач «Арифметика кредитов»; -Практическая работа; -Поиск информации в различных источниках в том числе в интернет; -Аналитическая работа; -Дискуссия; -Ролевая игра; -Миниисследование; Решение проблемной ситуации; -Деловая игра; -Творческая работа ; -Работа с документами; -Мини-проект; -Правовая консультация; -Показ презентации 7 -Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»; - Познавательная беседа с элементами дискуссии: «Плюсы моментальных кредитов»; «Минусы моментальных кредитов»; -Интерактивная беседа: Финансовое мошенничество -«Финансовые пирамиды»; -Познавательная беседа: «Для чего нужны финансовые организации?»; «Банковская ячейка и банковский перевод»; -Валюта в современном мире. «Обмен валют», - «Что такое валютный рынок и как он устроен?»; - «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»; -«Банковские карты»: риски и управление ими. -Интерактивная беседа: «Банковские услуги: кредит, депозит». «Заем, виды займов»; -Познавательная беседа «Ипотека»; -«Арифметика ипотеки»; -«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»; -«Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»; -«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»; -«Психология потребителя». Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя» -«Кто защищает потребителя?»; -«Г осударственные органы защиты прав потребителей»; -«Общественные организации по защите прав потребителей»; -«В каких случаях потребитель 8 имеет право на судебную защиту?»; -«Что такое моральный вред и как он возмещается?»; -Интерактивная беседа: «Инфляция. Причины и последствия». Тема 2. Бюджет. Планирова ние бюджета (доходы, расходы..) - Интерактивная беседа: Построение семейного бюджета -«Что такое семейный бюджет и как его построить?», «Как оптимизировать семейный бюджет?»; -Познавательная беседа: Источники денежных средств семьи; -«Какие бывают источники доходов?» -«От чего зависят личные и семейные доходы?»; -Беседа-дискуссия: Куда уходят деньги?, «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»; -«Разумные расходы - статьи расходов»; -«Статьи доходов и расходов»; -Познавательная беседа: «Зарплата как источник дохода»; -Познавательная беседа: «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния»; -Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»; -«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»; -«Рациональный бюджет школьника»; -Познавательная беседа: «Человек и государство: как они взаимодействуют»: -«Налоги и их роль в жизни семьи»; -«Что такое налоги и зачем их -Круглый стол; -Практическая работа; -Беседадискуссия; -Выступления учащихся; -Решение практических задач; -Аналитическая Познавательная работа; беседа: -Работа с документами; -Правовая консультация; -Зачёт; -Деловая игра; -Мини-проект; -Решение жизненных задач; 9 платить?»; -Работа с документами: «Какие налоги мы платим?»; -«Каждый платит налоги»; -Познавательная беседа: «Безработица, почему она возникает и какой бывает?». Пособие по безработице. -Интерактивная беседа: «Особая жизненная ситуация» - рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы; -«Чем поможет страхование?»; -Познавательная беседа: «Собственный бизнес, как способ пополнения семейного бюджета»; -Мини-проект: «Как создать свое дело?»; -Практическая работа: «Составление бюджета семьи» Тема 3. Пенсионно е обеспечен ие и финансово е благополу чие -Познавательная интерактивная беседа: «Информация для потребителя»; -Инвестиции: -Правовая консультация: «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги»; -Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги»; -Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы»; -Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»; -Правовая консультация; -Ролевая игра; -Решение Познавательная экономических интерактивная задач; беседа; -Творческая -Выступления учащихся; работа; -Аналитическая -Дискуссия; работа; Познавательная -Практическая беседа; работа; -Практическая работа; -Аналитическая работа; -Мини- -Защита 10 Итоговое повторени е «Депозиты и их виды»; -Познавательная беседа: «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости»; -Правовая консультация: «Источники информации»; «Реклама и ее виды»; -Страхование: -Творческая работа: «Участники страхового рынка»; -Аналитическая работа: «Личное страхование»; -Правовая консультация: «Страховые накопительные программы»; -Правовая консультация: «Мошенники на рынке страховых услуг»; Пенсии: -Познавательная беседа: «Государственное пенсионное страхование»; -Познавательная беседа: «Профессиональные участники пенсионной системы»; -Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»; -Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся; -Защита проектов -Итоговая работа по теме исследование; проектов; -Подготовка и оформление творческих исследовательс ких проектов учащихся; -Демонстрация презентации. -Показ презентации Тест «Финансовая грамотность» 11 Календарно-тематическое планирование 9 класс примечания № Тема урока Кол дата п/п -во факт часов 1 Познавательная Введение в курс. 1 (вводная) беседа 16 Тема 1. Потребительская культура Деньги. Виды денег. 1 -Поиск информации в различных 2 источниках в том числе в интернет История развития банков. 1 Выступления 3 учащихся Банки и их функции. 1 Интерактивная 4 познавательная беседа 1 Денежные переводы, счета и Теоретическое 5 вклады. исследование 1 Аналитическая Кредитные продукты. 6 работа Виды кредитов и их свойства. 1 Аналитическая 7 работа 1 Банковские карты. Теоретическое 8 исследование Банковский кредит и условия 1 Аналитическая 9 его предоставления. работа. Мини исследование Безналичные переводы и 1 Выступление платежи обучающихся с 10 использованием презентации Современные деньги разных 1 Мини 11 стран. исследование 1 Дискуссия 12 Кредитная история. 1 Практическая Микрофинансовые 13 организации. работа Инфляция. Причины и 1 Аналитическая 14 последствия. работа 1 Аналитическая Страхование 15 работа 1 Поиск информации Финансовое мошенничество 16 в различных 12 17 ФЗ "О защите прав потребителей". Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы...) Личный и семейный бюджет 1 11 1 18 Цели планирования. 1 Виды бюджета семьи. 1 Структура доходов семьи. 1 Зарплата как источник дохода. 1 Структура семейных расходов. 1 19 20 21 22 23 источниках Работа с документами Безработица: почему она 24 возникает и какой бывает. Пособие по безработице Подоходный налог. Налог на 25 имущество. 1 Виды налогов. Какие налоги 26 вам предстоит платить. 1 Как составить финансовый план семьи - семейный 27 бюджет. 1 Практическая работа. 28 Составление бюджета семьи. Зачёт. Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие. Информационное общество. 29 Портал государственных услуг. 1 1 1 Познавательная интерактивная беседа Решение жизненных ситуаций Познавательная Беседа. Презентация Практическая работа Познававтельная беседа Практическая работа Аналитическая работа Аналитическая работа. Работа с документами. Аналитическая работа. Работа с документами. Познавтельная интерактивная беседа с использованием презентации Практическая работа Познавательная интерактивная беседа 13 Г осударственное пенсионное страхование. 30 Негосударственные пенсионные фонды. Пенсионное законодательство 31 Российской Федерации. Практическая работа. 32 Финансовая грамотность. Практическая работа. 33 Финансовая грамотность. Итоговое повторение 34 Зачёт 1 Познавательная интерактивная беседа(презентация) 1 Работа с документами Практическая работа Практическая работа 1 1 1 1 14 Литература: -Интернет ресурсы: 1. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». 2. Информационное общество. Портал государственных услуг. -Печатные издания: 1. Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель ООО «Р-консалт», г. Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017 г. 2. Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. — 352 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 3. Рязанова, О. И. Р99 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению») 15