МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Невьянский городской округ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География. Базовый
уровень»
для обучающихся 11 классов
Невьянск, 2023 г.
1. Планируемые результаты
Предметные результаты.
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства
на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных
проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического
пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и
геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
•
воспитание
антикоррупционного
мировоззрения,
патриотизма,
толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного
отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения географии на базовом уровне ученик
должен знать/понимать
• основные географические понятия и термины; традиционные и новые
методы географических исследований;
• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику
населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую
специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные
направления миграций; проблемы современной урбанизации;
• географические особенности отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую
специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально экономического развития, специализации в системе международного
географического разделения труда; географические и коррупционные аспекты
глобальных проблем человечества;
• особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, борьба с коррупцией, роль в международном
географическом разделении труда; уметь
• определять и сравнивать по разным источникам информации географические
тенденции
развития
природных,
социально-экономических
и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
• оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов
мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных
и техногенных изменений отдельных территорий;
• применять разнообразные источники географической информации для
проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и
геоэкологическими объектами, 22 процессами и явлениями, их изменениями
под влиянием разнообразных факторов;
• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран
мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия;
• сопоставлять географические карты различной тематики; использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• выявления и объяснения географических аспектов различных текущих
событий и ситуаций;
• нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических
событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и
отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов
человеческого общения;
• понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному
учебному предмету.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн),
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно
исследовательской, проектной и других видах деятельности,
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений,
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-
употреблени^ажоголя^наркотиков^ 611^ 1137116 ВрвДНЫХ
психологическому
оказывать первую помощь;
курения,
к Физическому и
со6стве™ому, так и других людей_
собственных ^ ж и Т д а н ^ ^ а ^ щ ^ т н о ш е 11 В°ЗМОЖНОСтей Реализации
деятельности как возможности участия в Deme
К пР°Фесси°нальной
государственных, общенациональных проблем”
°бщестае™ “ >
14) сформированность экологии*^ wmсоциально-экономических процессов на^осто™™™’ понимания влияния
среды; приобретение опыта э к о л о г онаправленной
-н а п р а в л е ндеятельности;
н о Г л ^ ^ 0* " СОЦйальной
15ч
принятая
СеММ На ° СНОВе осознанного
1) умение самостоятельно определять пели „
деятельности;
самостоятельно
осу е с т ™ 1,1100™ И СОСТавлять планы
корректировать деятельность; использомт!
’
контРОлировать
и
достижения поставленных целей и реализации плТ ВОЗМОЖНЫе Ресурсы для
успешные стратегии в различных ситуациях!
д е л ь н о с т и ; выбирать
Д
АГеЛЬН°С
™
эффективно разрешать конфликты;
'
РУ
ВПР°ЧеССесовмес™ ой
Участников
деятельности,
3) владение навыками познавательной
<
проектной деятельности, навыками разрешен™' ™ 'ЙССЛедовательск°й и
отовность к самостоятельному поиску м е т о л
проблем; способность и
применению различных методов познания;
решения практических задач,
4) готовность и способность v
познавательной деятельности, владение Са^ Стоятельной информационноинформации из словарей разных тип™
авыками получения необходимой
и сто ч н и к информации”
О Р н ^ ш р а » ^ в различных
информацию, получаемую из различньк источ™“ щ “ ИнтеРпРе™ровать
5) умение использовать срелотия uhAo
технологий (далее - ИКТ) в решении Р^ ационных и коммуникационных
организационных задач с соблюдением / НВТИВНЫХ’ коммуникативных и
безопасности, гигиены, ресурсосбережения Реб°Вании эРгономики, техники
информационной безопасности^;
ПраВ°ВЫХ И Этических норм, норм
6) умение определять назначение
институтов;
и
ж
Функции различных социальных
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей,
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
2. Содержание учебного предмета ГЕОГРАФИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ География как наука.
Традиционные и новые методы географических исследований. Виды
географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Геоинформационные системы.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Взаимодействие
человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и
настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие
месторождения
и
территориальные
сочетания.
Рациональное
и
нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества
основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с
целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА Постоянный рост населения Земли, его причины и
последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения.
География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных
конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические
особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское
население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных
показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения,
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Мировое хозяйство, основные
этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер,
регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные
международные магистрали и транспортные узлы. Международная
специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные
отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных
видов продукции. География мировых валютно финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного
освоения разных территорий. Определение международной специализации
крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между
размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных
территориях.
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА Многообразие стран мира и их типы.
Современная политическая карта мира. Особенности географического
положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных
регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а
ц“ Гю 0 ^ е д ” ™й^ с ш ц и м ш а Г еСК0Й “ Р™ “ Ира и экон°™ческих карт с
Участия в международном
™ Pa’ ИХ
м ^ о в Г 1 я ^ е ™ Г мТ
Е Р0ССМ Н3 ~
“
- Р - мира, в
политических о т Г ш е н и Г о т п Г ^ ^ Фи—
’-экономических и
Особенности географии L ™
МеЖДуНаР0ДН0Й специализации России.
России с н а и б о ^ Фр 1 и т ы м и ИЧеСКИХ’ П°ЛИ™ЧесКЙХ и б у р н ы х связей
важнейших социальнГ “
“
обГ м р Г и ^ Г б
= = 0г„тА
нализи
“
П Р О Б Л Е М ^ Л О Ю Ч Е С Т В ™ !!™
С0ВРЕМЕННЫХ
ГЛОБАЛЬНЫХ
взаимосвязях. Г e o n fa X —
с
° ГЛОбаЛЫ“ “ Ш л е м а х , их тинах и
В прошлом и настоящем С ы р ь е в а я ^ 3™ 6 ГЛ° бальных проблем человечества
геоэкологическая П ошуиТ он
fleM° *
eCKax>^ продовольственная,
решения. Проблемы п р е о д о л е н и я ^ о т с т о о с т Т " РИ°РИТеТНЫе’ пу™ их
Г еографические аспекты
СТРаН'
решении глобальных проблем человечества Г о с т !
° ЛЬ ГеограФии в
схем, картосхем, отражающих географические в з ^ Г о с Г 0" 6™
Таб™Ц’
глобальных проблем человечества.
аимосвязи приоритетных
Т ем атическое планирование , 11 класс
Раздел II РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
ТЕМА 1. Европа
Урок 1. Региональный подход в изучении экономической и социальной
географии мира. Страноведение и региональная география.
9
Урок 2. Зарубежная Европа. Общая характеристика.
Урок 3. Население Европы. Численность, национальный и религиозный
состав, структура занятости, основные черты размещения. Миграции.
Высокий уровень урбанизации. Культурно-исторические центры.
Урок 4. Общая характеристика хозяйства. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а .
Выделение главных промышленных районов Европы.
Урок 5. География сельского хозяйства и транспорта. Природные
предпосылки для развития сельского хозяйства, основные черты географии.
Транспортный комплекс.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Определение специализации главных
сельскохозяйственных районов Европы.
Урок 6. Регионы Европы. Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа.
Экономико- и социально-географические отличия. Экономическое
объединение европейских стран.
Урок 7.Географический рисунок расселения
Урок 8. Субрегионы и страны Зарубежной Европы.
Урок 9. Европа один из ведущих центров мирового хозяйства (обобщение
знаний).
Тематический контроль и коррекция знаний.
ТЕМА 2. Зарубежная Азия
Урок 10. Общая характеристика Зарубежной Азии
Урок 11. Население Азии.
Урок 12. Общая характеристика хозяйства региона.
Урок 13. Восточная Азия, Китай.
тест
8
Урок 14. Япония.
Урок 15. Южная Азия. Индия .
Урок 16. Австралия
тест
Урок 17. Урок контроля и коррекции знаний
ТЕМА 5. Африка
Урок 18. Общая характеристика Африки
Урок 19. Население региона.
5
Урок 20. Общая характеристика хозяйства.
Урок 21. Субрегионы Африки
тест
Урок 22. Урок контроля и коррекции знаний
ТЕМА 3. Северная Америка
Урок 23. Общая характеристика США
Урок 24. Макрорайоны США
4
Урок 25. Канада.
тест
Урок 26. Значение США и Канады в мировом хозяйстве
ТЕМА 4. Латинская Америка
Урок 27. Общая характеристика Латинской Америки.
Урок 28. Население.
7
Урок 29- 30. Общая характеристика хозяйства региона.
Урок 31. Бразилия.
Урок 31. Обобщение и коррекция знаний по разделу ''Региональная
география”.
Урок 33. Рубежная контрольная работа
Раздел III Урок34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
всего
тест
1
34часа
Содержание учебного материала, 11 класс
Тема урока
Предметно-информационная
Составляющие образования
Деятельностно
коммуникативная
Ценностно
ориентационная
Раздел II
РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
ТЕМА 1. Европа
Урок 1. Зарубежная Европа.
Общая характеристика.
Состав, политическая карта.
Природно-ресурсный потенциал.
Отдых и туризм - главный
регион международного туризма
Составление ЭГП страны.
Плюсы и минусы в ЭГП
Урок 2. Население Европы.
Численность, национальный и
религиозный состав, структура
занятости, основные черты
размещения. Миграции. Высокий
уровень урбанизации. Культурно
исторические центры.
Причины, влияющие на
численность населения
государства.
Типы воспроизводства.
Сущность и географические
особенности полового,
возрастного состава населения
мира, трудовых ресурсов.
Применение показателей
воспроизводства, состава
населения, уровней и темпов
урбанизации для характеристики
/
Читать и анализировать
возрастно - половую пирамиду
Использование карт, графиков и
таблиц для анализа,
конкретизации и доказательства
Читать и
анализировать
тематические и
комплексные карты;
Осознание причин
демографических
кризисов
Представление о
географии населения как
о ветви экономической и
социальной географии.
Плотность населения,
ее влияние на жизнь
людей, окружающую
1
| отдельных положений текста
учебника, производить при этом
i
j
с р е д у ,хозяйство.
необходимые расчеты и
сравнения
1
У р о к 3. О бщ ая характеристика
Знать названия промыш ленных
Анализ рисунков учебника,
хозяйства. П ракт ическая работа.
районов Зарубежной Европы
составление сводных
Выделение главных промышленных
Основные черты отраслевой и
таблиц.монологический ответ у
районов Европы.
территориальной структуры
карты
хозяйства. П ромыш ленность,
ведущ ие отрасли.
1
У р о к 4. География
промыш ленности, сельского
Отраслевой состав. Зональная
Подбор примеров взаимовлияния
Объяснение направлений
специализация сельского
хозяйства и транспорта.
П риродные предпосы лки для
хозяйства.
специализации земледелия и
животноводства в разных
земледелия и
животноводства
районах страны
различных стран
развития сельского хозяйства,
основные черты географии.
Транспортный комплекс.
П ракт ическая работа.
Определение специализации
главных сельскохозяйственных
районов Европы.
Урок 5. Регионы Европы.
Северная, Средняя, Ю ж ная и
География нематериальной
сферы. География науки,
Составлять комплексные
характеристики стран
Воет очная Европа.
культуры, образования.
Рекреационное хозяйство
Европы.
1
Анализ рисунков учебника,
Уметь пользоваться
составление сводных
различными
примеры Л ондана и Парижа,
таблиц.монологический ответ у
источниками
старопромыш ленные районы:
карты
информации
У рок 6 .Географический рисунок
«Ц ентральная ось» развития,
расселения
Высокоразвитые районы:
j
пример Рура, районы нового
освоения: пример Северного
моря, отсталые аграрные районы:
пример Ю га Италии
П ракт ические работы
У рок 7. С убрегионы и страны
Северная Европа. С редняя
Зарубежной Европы.
Европа. Ю жная Европа.
С ост авление эконом ико-
Восточная Европа. И зучение 1-2
географ ической хара кт ер и ст и ки
модельных стран.
одной из ст ран Европы ,
от раж ение р е зу льт а т о в в
р е ф ер а т и в н о й форме.
Урок 8. Европа один из ведущ их
центров мирового хозяйства
(обобщ ение знаний).
Тематический контроль и
коррекция знаний.
ТЕМА2. Зарубежная Азия
Урок 9. О бщ ая характеристика
Зарубежной А зии
П олитическая карта.
П ракт ическая работа.
Современная А зия в зарубежном
мире. Х озяйственная оценка
р е с у р с о в м и р ового р анга.
природноресурсного потенциала.
В ы д еление на конт урной карт е
Составлять комплексные
характеристики стран
У р о к 10. Н аселение Азии.
Численность, плотность,
этнический состав, урбанизация
П р и н т ическая работ а.
о сновны х густ онаселенны х
Представление о
географии населения как
о ветви экономической и
р а й о н о в Азии, сопост авление ее
социальной географии.
О бъяснение р а зм с щ е н ия
по эт о м у показат елю с Европой.
П лотность населения,
ее влияние на жизнь
людей, окружающую
среду,хозяйство
У р о к 11. О бщ ая характеристика
О сновные черты географии
П ракт ическая работа. О т бор
хозяйства региона.
промыш ленности, сельского
карт ограф ического м ат ериала,
хозяйства и транспорта.
ан а ли з его для объяснения
Возрастаю щ ая роль в мировом
хозяйстве: пять центров
экономической мощ и
о собенност ей р а зм ещ ен и я
о сновны х пром ы ш ленны х,
сельскохозяйст венн ы х и
р е к р е а ц и о н н ы х р е ги о н о в А зии.
Урок 12. В осточная Азия, Китай.
ЭГГТ и ПГП. Самая больш ая по
О писание особенности
Уметь пользоваться
населению страна мира.
географического положения.
различными
Х арактер размещ ения населения
Культурно-исторические
памятники.
источниками
и хозяйства. Внутренние
информации
различия между Восточным и
Западным Китаем. Роль страны в
мировой хозяйственной системе.
Урок 13. Япония.
С пецифика ЭГП и ПГП.
П роблемы использования
территории, природны х и
трудовых ресурсов. Размещ ение
П ракт ическая работа.
Выделение на карте
Тихоокеанского промышленного
пояса, крупнейших городов.
населения и хозяйства. О дна из
*
Составлять комплексную
характеристику страны
ведущих в мире с гран по
промыш ленному производству.
j Высокий уровень науки, техники
и технологии.
У р о к 14. Ю жная Азия. И ндия .
1
Крупнейш ая развиваю щ аяся
П ракт ическая работа.
Уметь пользоваться
страна мира. П риродны е условия
О бъяснение вн ут ренних р а зли ч и и
различными
и ресурсы. Н аселение.
ст ран на основе использования
источниками
Х арактеристика хозяйства.
учебника, граф ических и
информации
Д инамика и перспектива
карт ограф ических м ат ериалов.
развития. В ажнейш ие
промыш ленные и
сельскохозяйственные районы.
У р о к 15. А встралия
Государственный строй,
П ракт ическая работа. О т бор
Составлять комплексную
население.
Природные условия и ресурсы.
карт ограф ического м ат ериала,
характеристику страны
Население. Х арактеристика
особенност ей р а зм е щ е н и я
хозяйства. Д инам ика и
осн о вн ы х пром ы ш ленны х,
перспектива развития.
В ажнейш ие промы ш ленны е и
сельскохозяйст венн ы х и
р е к р еа ц и о н н ы х р а й о н о в
сельскохозяйственные районы.
А вст ралии.
Состав, политическая карта.
П риродно-ресурсный потенциал.
П ракт ическая работа.
анализ его для объяснения
Урок 16. У рок контроля и
коррекции знаний
ТЕМА5. Африка
Урок 17. О бщ ая характеристика
С ост авление эконом икогео гр а ф и ческо й хара кт ер и ст и ки
А фрики
о д н о й из ст ран А ф р и ки
....
“......... .......
У р о к 18. Н аселение региона.
Этнический состав. Крупнейшие
Анализ статистических данных
Уметь пользоваться
города. Размещение.
таблиц, рисунков, схем, диаграм
различными
источниками
информации
Урок 19 -20. Общая
О сновные черты географии
П ракт ическая работа.
Составлять комплексную
характеристика хозяйства.
промыш ленности, сельского
В ы деление на карт е главны х
характеристику страны
хозяйства и транспорта. Место
р а й о н о в добывающей! и
А фрики в мировом хозяйстве.
обрабат ы ваю щ ей
пром ы ш ленност и р е ги о н а
м и р ового значения.
Урок 21. С убрегионы Африки
Северная и тропическая Африка.
Ю АР. Региональные различия.
Х арактеристика отдельных
Сравнительная характеристика
Уметь пользоваться
по самостоятельно
составленному плану
различными
источниками
информации
регионов. Ю АР.
Урок 22. У рок контроля и
коррекции знаний
ТЕМАЗ. Северная Америка
Урок 23. О бщ ая характеристика
Состав, ЭГП и ПГП СШ А как
П ракт ическая работа.
У меть пользоваться
факторы развития. П риродно
В н ут ренние р а зли ч и я на
различными
ресурсный потенциал.
т еррит ории СШ А.
источниками
информации
СШ А
Урок 24. М акрорайоны СШ А
Четыре основные части.
Северо - Восток: «мастерская
нации»
Средний Запад'.район крупной
Роль С Ш А в международном
географическом разделении
труда. Особенности отраслевой и
Составлять комплексную
характеристику страны
территориальной структур
■ И в» -■
промыш ленности и сельского
хозяйства.
хозяйства
Юг: макрорайон больш их
1
перемен
Запад- самый молодой и
динамичный макрорайон СШ А
Урок 25. Канада.
1
Состав, ЭГП и ПГП Канады как
Роль Канады в международном
Уметь пользоваться
факторы развития. П риродно
географическом разделении
различными
ресурсный потенциал.
труда. Особенности отраслевой и
источниками
территориальной структур
информации
хозяйства.
Урок 26. Значение СШ А и Канады
С истематизация и обобщ ение
в мировом хозяйстве
знаний
Ведущ ие отрасли хозяйства
Северная Америка как
интеграционный регион.
СШ А и Канады, их размещ ение.
Крупнейш ие промыш ленные,
научные, сельскохозяйственные
и рекреационные районы.
Транспорт.
ТЕМА4. Латинская Америка
Урок 27. Общая характеристика
Латинской Америки.
П ринципы выделения региона.
Его состав. И сторико
географические особенности
П ракт ическая работа.
Сравнение ЭГП и П ГП стран
(регионов) Латинской Америки.
формирования региона.
П олитическая карта.
Урок 28. Население.
Распространенные языки и
религии. К рупнейш ие города,
характер сельского населения.
П ракт ическая работа.
Объяснение размещения
основных густонаселенных
районов Латинской Америки,
Представление о
географии населения как
о ветви экономической и
социальной географии.
сопоставление ее по этому
показателю с Европой.
Плотность населения,
ее влияние на жизнь
лю дей, окружающую
среду, хозяйство
Урок 29- 30. О бщ ая
П риродно-ресурсный
П ракт ическая работа. А н ализ
характеристика хозяйства региона.
потенциал. О сновные черты
ст ат ист ических и граф ических
географии промыш ленности,
м а т ер и а ло в с целью вы явления
сельского хозяйства и
изм енения ролы и м ест а
транспорта.. Роль
латиноамериканских государств
ла т и н о а м ер и ка н ски х ст ран в
мировом, хозяйст ве.
в системе мирового хозяйства.
И нтеграционные объединения.
Урок ЗН 'Бразилия.
№
П риродно-ресурсный
Рассуждение на тему:
потенциал. О сновные черты
географии промыш ленности,
сельского хозяйства и
транспорта.
Урок 3J-. О бобщ ение и коррекция
С овременный мир сквозь призму
знании^по разделу “Региональная
слагаю щ их его регионов.
география” .
Региональны е контрасты
современного мира. Факторы,
влияю щ ие н а степень различия и
единства регионов. Типологии
районов.
Бразилия — страна интенсивного
развития рыночной экономики.
Экологические проблемы
ПЛАНИРУЕМЫЕ
«ГЕОГРАФИЯ»
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности,
в том числе в части:
гражданского воспитания:
•
•
•
•
•
•
•
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
•
•
•
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
•
•
•
•
•
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования
элементов географической и экологической культуры;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
•
•
•
•
эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных
объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта,
труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
•
•
•
сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного
поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
трудового воспитания:
•
•
•
•
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических
наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
•
•
•
•
•
сформированность экологической культуры,
понимание
влияния социально
экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем и географических особенностей их
проявления;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний,
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
•
•
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира для применения различных источников географической
информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
•
•
•
•
•
•
•
•
самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены
с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом
предложенной географической задачи;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих
географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических географических задач, применению различных методов познания
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
•
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы
и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
•
•
•
•
•
выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые
для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей
их решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов
и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её
назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
оценивать достоверность информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе
и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
•
•
•
•
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных
вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
•
•
•
•
•
использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов
и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
•
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
•
•
•
•
•
•
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
•
•
•
•
•
давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
•
•
•
•
•
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
•
•
•
•
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения курса географии на базовом уровне
должны отражать: 10 КЛАСС
1)
понимание роли и места современной географической науки в системе научных
дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов
и территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов
в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение изученных географических объектов
в пространстве, новую многополярную модель политического мироустройства, ареалы
распространения основных религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади
территории, стран, имеющих различное географическое положение, стран с различными
формами правления и государственного устройства, стран-лидеров по производству
основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных
международных магистралей и транспортных узлов, стран-лидеров по запасам
минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения
и хозяйства:
различать
географические
процессы
и явления:
урбанизацию,
субурбанизацию, ложную урбанизацию, эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв
и демографический кризис и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения
и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений, в том
числе: для определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства
(объёмы ВВП, промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших
отраслей хозяйства в отдельных странах, сравнения показателей, характеризующих
демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира
и отдельных стран, с использованием источников географической информации, сравнения
структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран, регионов
и стран по обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами
с использованием источников географической информации, для классификации
крупнейших стран, в том числе по особенностям географического положения, форме
правления и государственного устройства, уровню социально-экономического развития,
типам воспроизводства населения, занимаемым ими позициям относительно России, для
классификации ландшафтов с использованием источников географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, в том
числе между глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана,
хозяйственной деятельностью и возможными изменениями в размещении населения,
между развитием науки и технологии и возможностями человека прогнозировать опасные
природные явления и противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности,
средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения,
развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на окружающую
среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических
понятий: применять социально-экономические понятия: политическая карта, государство,
политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство,
федеративное государство, воспроизводство населения, демографический взрыв,
демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав
населения, структура населения, экономически активное население, индекс человеческого
развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, «климатические
беженцы», расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная
урбанизация, мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные,
нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная
экономическая интеграция, международная хозяйственная специализация, международное
географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная
энергетика», «зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация
мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические
отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
5) сформированность
умений
проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и социально
экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие
источники географической информации для выявления закономерностей социально
экономических, природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим
источникам географической информации качественные и количественные показатели,
характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной
структуры населения отдельных стран с использованием источников географической
информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую
географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из
различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.)
географическую информацию о населении мира и России, отраслевой и территориальной
структуре мирового хозяйства, географических особенностях развития отдельных
отраслей;
формулировать выводы и заключения
информации из различных источников;
на
основе
анализа
и интерпретации
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений, в том
числе: объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом
воспроизводства населения, направления международных миграций, различия в уровнях
урбанизации, в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного капитала
на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико
ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших
социально-экономических и геоэкологических процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы
и явления, в том числе оценивать природно-ресурсный капитал одной из стран
с использованием источников географической информации, влияние урбанизации на
окружающую среду, тенденции развития основных отраслей мирового хозяйства
и изменения его отраслевой и территориальной структуры, изменение климата и уровня
Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов
в атмосфере и меры, предпринимаемые для уменьшения их выбросов;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы
и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества:
различия в особенностях проявления глобальных изменений климата, повышения уровня
Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира,
изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий на примере
регионов и стран мира, на планетарном уровне;
11 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных
дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов
и территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и взаиморасположения регионов
и стран в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение регионов и стран в пространстве,
особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства регионов и изученных
стран;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения
и хозяйства: распознавать географические особенности проявления процессов
воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира
и изученных странах;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения
географических факторов международной хозяйственной специализации изученных стран;
сравнения регионов мира и изученных стран по уровню социально-экономического
развития, специализации различных стран и по их месту в МГРТ; для классификации стран
отдельных регионов мира, в том числе по особенностям географического положения,
форме правления и государственного устройства, уровню социально-экономического
развития, типам воспроизводства населения с использованием источников географической
информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями в изученных странах; природными условиями и размещением
населения, природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран
зарубежной Европы с использованием источников географической информации;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических
понятий: применять изученные социально-экономические понятия: политическая карта,
государство; политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное
государство, федеративное государство; воспроизводство населения, демографический
взрыв, демографический кризис, старение населения, состав населения, структура
населения, экономически активное население, Индекс человеческого развития (ИЧР),
народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения,
демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация; мегалополисы, развитые
и развивающиеся,
новые
индустриальные,
нефтедобывающие
страны;
ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция;
международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение
труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные
корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная энергетика»,
органическое сельское хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация,
«энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность
умений
проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования; формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и социально
экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие
источники географической информации для выявления закономерностей социально
экономических, природных и экологических процессов и явлений на территории регионов
мира и отдельных стран;
определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим
источникам географической информации качественные и количественные показатели,
характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и явления,
происходящие в них; географические факторы международной хозяйственной
специализации отдельных стран с использованием источников географической
информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую
географическую информацию о регионах мира и странах для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять
различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из
различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения регионов мира и стран (в том числе и России), их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного
потенциала стран, глобальных проблем человечества и их проявления на территории (в том
числе и России);
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.)
географическую информацию о населении, размещении хозяйства регионов мира
и изученных стран; их отраслевой и территориальной структуре их хозяйств,
географических особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения
информации из различных источников;
на основе анализа и интерпретации
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в странах
мира: объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально
экономического развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре
и размещении населения, в уровне и качестве жизни населения;
объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой
структуры хозяйства отдельных стран; особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства изученных стран, особенности международной специализации стран
и роль географических факторов в её формировании; особенности проявления глобальных
проблем человечества в различных странах с использованием источников географической
информации;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие
сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления;
политико-географическое положение изученных регионов, стран и России; влияние
международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию
в изученных странах; роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономики
России; различные точки зрения по актуальным экологическим и социально
экономическим проблемам мира и России; изменения направления международных
экономических связей России в новых экономических условиях;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы
и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; возможных путей решения
глобальных проблем.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
1
Элементы географической культуры.
1
0
0
[[]]
2
Г еографическая и окружающая среда
1
0
0
[[]]
3
Рельеф. Естественный и антропогенный
ландшафты.
1
0
0
[[]]
4
Практическая работа "Классификация
ландшафтов с использованием источников
географической информации"
1
0
0.5
[[]]
5
Опасные природные явления, климатические
изменения, их последствия
1
1
0
[[]]
6
Объекты Всемирного природного и
культурного наследия. Практическая работа
1
0.5
[[]]
7
Природно-ресурсный капитал регионов.
Ресурсообеспеченность. Практическая работа
"Оценка природно-ресурсного капитала
1
0
0.5
[[]]
8
Агроклиматические ресурсы. Рекреационные
ресурсы.
1
0
0.5
[[]]
9
Контрольная работа "Г еография как наука.
Природопользование и геоэкология»
1
1
0
[[]]
1
0
0
[[]]
10 Политическая карта мира и изменения
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
11
Основные типы стран: критерии их
выделения
1
0
1
[[]]
12
Формы правления и государственного
устройства
1
0
0
[[]]
13 Численность населения мира.
Воспроизводство населения, его типы.
1
0
0.5
[[]]
14 Демографическая политика и её направления.
1
0
0.5
[[]]
15 Возрастной и половой состав населения мира.
1
0
0.5
[[]]
16
1
0
0.5
[[]]
17 Плотность населения. Миграции населения
1
0
0
[[]]
18 Урбанизация. Городские агломерации и
мегалополисы мира.
1
0
0.5
[[]]
19 Качество жизни населения, показатели. ИЧР.
1
1
0
[[]]
20
Мировое хозяйство.Отраслевая,
территориальная и функциональная структура
1
0
0
[[]]
21
Отрасли международной специализации.
1
0
0
[[]]
22
Крупнейшие международные отраслевые и
региональные экономические союзы.
1
0
0
[[]]
23
Г еографические особенности размещения
основных видов сырьевых и топливных
ресурсов
1
0
0
[[]]
Структура занятости населения. Этнический и
религиозный состав населения.
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
24
ТЭК мира. Г еография отраслей топливной
промышленности
1
0
0
[[]]
25
Мировая электроэнергетика.
1
0
0
[[]]
26
Металлургия мира.
1
0
0
[[]]
27
Машиностроительный комплекс мира.
1
0
0
[[]]
28
Химическая промышленность
1
0
0
[[]]
29
Земельный фонд мира
1
0
0
[[]]
30
Растениеводство и животноводство.
1
0
0
[[]]
31
Основные международные магистрали и
транспортные узлы
1
0
0
[[]]
32
Мировая система НИОКР
1
0
0
[[]]
33
Международные экономические отношения.
Мировая торговля и туризм
1
0
0
[[]]
34
Контрольная работа по теме "Г еография
главных отраслей мирового хозяйства"
1
1
0
[[]]
34
4
5.5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
1.1 Традиционные и новые методы в географии. Географические
прогнозы
1.2 Географическая культура
Итого по разделу
Раздел 2. Раздел. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
2.1 Географическая среда
2.2 ЦЕстественный и антропогенный ландшафты
2.3 ЦПроблемы взаимодействия человека и природы
2.4 ||Природные ресурсы и их виды
Итого по разделу
Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА
3.1 |[Политическая география и геополитика
3.2 [[Классификации и типология стран мира
Итого по разделу
Раздел 4. Раздел. НАСЕЛЕНИЕ МИРА
4.1 Численность и воспроизводство населения
4.2 Состав и структура населения
4.3 Размещение населения
4.4 Качество жизни населения
Всего
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
0
0
[[]]
1
2
0
0
[[]]
1
1
2
2
6
1
0
0
1
0
0.5
0.5
1
[[]]
[[]]
[[]]
[[]]
1
2
3
0
0
0
1
[[]]
[[]]
2
2
2
1
0
0
0
1
1
1
0.5
0
[[]]
[[]]
[[]]
[[]]
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
7
Итого по разделу
Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
5.1 Состав и структура мирового хозяйства. Международное
географическое разделение труда
5.2 Международная экономическая интеграция и глобализация
мировой экономики
2
0
1
0
0
[[]]
5.3
11
1
0
[[]]
География главных отраслей мирового хозяйства.
Промышленность мира. Сельское хозяйство. Сфера услуг.
Мировой транспорт
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
14
2
34
[[]]
[[]]
4
5.5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы
среднего
общего
образования,
представленных
в федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания
и социализации
обучающихся,
представленных
в
федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает
основные требования Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции развития
географического образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде
учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения
и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География - это один из немногих учебных предметов, способных успешно выполнить
задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и одновременно
многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на формировании
у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. Факторами,
определяющими содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность,
практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что позволило более
чётко представить географические реалии происходящих в современном мире
геополитических,
межнациональных
и межгосударственных,
социокультурных,
социально-экономических, геоэкологических событий и процессов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены на:1) воспитание
чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных
стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления
с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной части мирового
сообщества;2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний
о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном
уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека
и общества;3) формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира, завершение формирования основ географической культуры;4) развитие
познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений,
направленных на использование их в реальной действительности^) приобретение опыта
разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11 классах отводится
68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 10 КЛАСС
Р а з д е л 1. Г е о г р а ф и я к а к н а у к а
Тема 1. Традиционные и новые методы в географии. Географические
прогнозы. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления
географических исследований. Источники географической информации, ГИС.
Географические прогнозы как результат географических исследований.
Тема 2. Географическая культура. Элементы географической культуры:
географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Их значимость
для представителей разных профессий.
Р а з д е л 2. П р и р о д о п о л ь з о в а н и е и г е о э к о л о г и я
Тема 1. Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы, её
формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям
территорий, её изменение во времени. Географическая и окружающая среда.
Тема 2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения
ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.
Практическая работа
1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической
информации.
Тема 3. Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные
явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение
окружающей среды. «Климатические беженцы». Стратегия устойчивого развития. Цели
устойчивого развития и роль географических наук в их достижении. Особо охраняемые
природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа
1. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными
природными явлениями или глобальными изменениями климата или загрязнением
Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения/исследования.
Тема 4. Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных
ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России.
Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран
стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными
ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой.
Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных ресурсов,
лесной фонд мира. Обезлесение - его причины и распространение. Роль природных
ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни
человечества и перспективы их использования.
Агроклиматические ресурсы.
Рекреационные ресурсы.
Практические работы
1. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам
географической информации.
2. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных
ресурсов.
Р а з д е л 3. С о в р е м е н н а я п о л и т и ч е с к а я к а р т а
Тема 1. Политическая география и геополитика. Политическая карта мира
и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического
мироустройства, очаги геополитических конфликтов. Политико-географическое
положение. Специфика России как евразийского и приарктического государства.
Тема 2. Классификации и типология стран мира. Основные типы стран: критерии
их выделения. Формы правления государства и государственного устройства.
Р а з д е л 4. Н а с е л е н и е м и р а
Тема 1. Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира
и динамика её изменения. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах
с различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её
направления в странах различных типов воспроизводства населения. Теория
демографического перехода.
Практические работы
1. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности
населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору
обучающихся).
2. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом
воспроизводства населения.
Тема 2. Состав и структура населения. Возрастной и половой состав населения
мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем социально
экономического развития. Этнический состав населения. Крупные народы, языковые семьи
и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые
и национальные религии, главные районы распространения. Население мира
и глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные
цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.
Практические работы
1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов
воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
2. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе
анализа различных источников географической информации.
Тема 3. Размещение населения. Географические особенности размещения
населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой
плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления.
Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах
различных социально-экономических типов. Городские агломерации и мегалополисы
мира.
Практическая работа
1. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского
населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
Тема 4. Качество жизни населения. Качество жизни населения как совокупность
экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей.
Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития
как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран
и регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации.
Р а з д е л 5. М и р о в о е х о з я й с т в о
Тема 1. Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое
разделение труда. Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития мирового
хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие
мирового хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной
специализации. Условия формирования международной специализации стран и роль
географических
факторов
в её
формировании.
Аграрные,
индустриальные
и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном географическом
разделении труда.
Практическая работа
1.
Сравнение
структуры
и постиндустриальных стран.
экономики
аграрных,
индустриальных
Тема 2. Международная экономическая интеграция и глобализация мировой
экономики. Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные экономические союзы. Глобализация мировой экономики и её
влияние на хозяйство стран разных социально-экономических типов. Транснациональные
корпорации (ТНК) и их роль в глобализации мировой экономики.
Тема 3. География главных отраслей мирового хозяйства.
Промышленность мира. Географические особенности размещения основных видов
сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного
газа и угля.
Топливно-энергетический
комплекс
мира:
основные
этапы
развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страныпроизводители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация
стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её
географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зелёная энергетика».
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические
особенности.
Быстрый
рост производства
электроэнергии
с использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой» энергетики.
Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных типов
электростанций, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего поставщика топливно
энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и алюминия.
Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду.
Место России в мировом производстве и экспорте цветных и чёрных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры
продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители
и экспортёры
минеральных удобрений и продукции химии органического синтеза. Ведущие страныпроизводители деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности.
Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду.
Практическая работа
1. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов
и структуры производства электроэнергии в мире.
Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности земельными
ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства
основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как
одного из главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства.
Рыболовство и аквакультура: географические особенности.
Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду.
Практическая работа
2. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа
статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры
продовольствия».
Сфера услуг. Мировой транспорт. Основные международные магистрали
и транспортные узлы. Мировая система НИОКР. Международные экономические
отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. Мировая торговля
и туризм.
11 КЛАСС
Р а з д е л 6. Р е г и о н ы и с т р а н ы
Тема 1. Регионы мира. Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: зарубежная
Европа, зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная
Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая характеристика. Общие
черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран
субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическая работа
1. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору учителя).
Тема 2. Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная
Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико
географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран зарубежной Азии,
современные проблемы (на примере Индии, Китая, Японии).
Практическая работа
1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации
Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции.
Тема 3. Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая
экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения
природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные
проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическая работа
1. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады
и Бразилии на основе анализа географических карт.
Тема 4. Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка,
Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономико
географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения
и хозяйства субрегионов. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Африки (ЮАР, Египет, Алжир).
Практическая работа
1. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства
в экономике Алжира и Эфиопии.
Тема 5. Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности географического
положения. Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития
хозяйства. Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли
международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда.
Тема 6. Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической
карте мира. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа
1. Изменение направления международных экономических связей России в новых
экономических условиях.
Р а з д е л 7. Г л о б а л ь н ы е п р о б л е м ы ч е л о в е ч е с т в а
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально
экономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина её
возникновения.
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологические
проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу
и влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную деятельность. Проблема
глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий,
глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов
и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема
сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его
ресурсов.
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста
городов, здоровья и долголетия человека.
Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем
народонаселения.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки
человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических,
политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении
глобальных проблем.
Практическая работа
1. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе
анализа различных источников географической информации и участия России в их реше