РП Биология, 11 класс

Пояснительная записка
К рабочей программе по биологии 11 класс к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой И.Н
(Базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А.,
Драгомилов А.Г., Симонова Т.С. Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарѐва, В.С. Кучменко, О.А. корнилова и др.]- М.:
Вентана-Граф, 2017. –400 с.
1. Цели и задачи учебного курса
Рабочая программа учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с
требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным
стандартом и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Программа разработана с учетом актуальных задач обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа учитывает
условия, необходимые для развития личностных и познавательных качеств обучающихся.
Программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала,
определяет количество часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе) на изучение учебного предмета и не ограничивает
возможность его изучения в том или ином классе.
Рабочая программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через практическую деятельность. В программе
содержится перечень лабораторных и практических работ.
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании:
научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного
для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку;
собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.
Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и
информационных компетенций.

Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными
методами решения различных теоретических и практических задач.
Изучение биологии ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Изучение биологии обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в
измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами
исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие
способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе.
Изучение предмета позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции
экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.
2. Краткое описание общих подходов
к преподаванию биологии
(Общая характеристика учебного предмета, курса.)
Рабочая программа и содержание курса биологии 11 класса разработаны в полном соответствии со Стандартом среднего общего
образования базового уровня.
Рабочая программа построена на важной содержательной основе: гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии
свойств живой природы и ее закономерностей; многомерности уровней организации жизни; историзме явлений в природе и
открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры; значении биологии для жизни
людей и для сохранения природы.
Рабочая программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых
направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
Особое внимание уделено развитию экологической культуры молодежи, формированию компетентностных качеств личности
учащихся, развитию познавательной деятельности (соответственно, познавательных универсальных действий), укреплению и
расширению представлений о научной картине мира с учетом биологических, этических, гуманистических, коммуникативных,
эстетических и культурологических аспектов.
Настоящая программа максимально направлена на развитие экологического миропонимания и воспитание у школьников
экологической культуры. Особенностями данной программы являются:

•
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
•
усиление внимания к изучению биологического разнообразия, как исключительной ценности, к изучению живой природы
родного края и бережному отношению к ней;
•
обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
•
обогащение учебного материала идеями историзма, гуманизма и патриотизма;
•
изучение содержания курса в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной
действительности;
•
подготовка выпускников базовой школы к пониманию ценностной роли биологии в практической деятельности общества в
области сельского хозяйства;
•
рационального природопользования, здравоохранения, биотехнологии, фармацевтики;
•
раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на основе принципа доступности с опорой на
преемственность знаний и умений, приобретенных при изучении предшествующих курсов биологии;
•
формирование грамотного подхода к выбору своего дальнейшего жизненного пути в результате избрания определенного
направления профильного обучения.
Методологической основой представленного комплекта УМК является системно-деятельностный подход, который предполагает:
•
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
•
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
•
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных и
психологических, а так же
физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Рабочая программа формируется на основе системно-деятельностного подхода. В связи с этим, личностное, социальное,
познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а
процесс функционирования образовательной организации, отраженный в основной образовательной программе, рассматривается
как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
• цели образования, содержания образования на уровне среднего общего образования, форм, методов, средств реализации этого
содержания (технологии преподавания, освоения, обучения);
• субъектов системы образования (педагоги, обучающиеся, их родители (законные представители));

• материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего,
основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так
и через формы, технологии, методы и приемы работы. Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода
позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Основная образовательная программа (Рабочая программа?) формируется с учетом психолого-педагогических особенностей
развития детей 15—18 лет, связанных:
• с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений,
• ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций,
мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом,
об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться им в деятельности,
• с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в
единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов к учебно-профессиональной деятельности,
реализующей профес-сиональные и личностные устремления обучающихся.
Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и
подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный
смысл и становятся действенными;
• с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам
познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной
образовательной траектории;
• с формированием у обучающихся научного типа мышления, владения научной терминологией, ключевыми понятиями, методами
и приемами;
• с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки;
большим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением
потребности влиять на других людей.
Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который
отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста
является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и
устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями,

интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К
этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых
взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте
предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Рабочая программа курса биологии для старшей школы (10—11 классы) служит непосредственным продолжением программы
курса биологии 5—9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И. Н. Пономаревой.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для уровня среднего общего образования 10-11 классов.
Согласно авторской программе (35 часов) рабочая программа сокращена на 1 час (34часа) за счет сокращения резервного часа.
Формы организации образовательного процесса
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний
используются следующие формы организации учебного процесса:
-урок, собеседование, консультация, практическая работа, лабораторная работа;
- групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания;
- индивидуальные: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение
индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Практические и лабораторных работы, проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными
правилами техники безопасности.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки,
индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
*создание оптимальных условий обучения;
*исключение психотравмирующих факторов;
*сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
*развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
*развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Методы обучения:

* словесные - рассказ, беседа, лекция;
*наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
*практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и
электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих;
 самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности;
 планировать свою образовательную траекторию;
 работать по самостоятельно составленному плану;
 соотносить результат деятельности с целью;
 различать способ и результат деятельности;
 уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть проблему, ставить
вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных
источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо
приобрести для их решения;
 представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
 понимать систему взглядов и интересов человека;
 владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.
Коммуникативные:
 толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;
 понимать не похожую на свою точку зрения(собеседника, автора текста);
 понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;
 объяснять смысл слов и словосочетаний с помощью толкового словаря, исходя из речевого опыта или контекста;

 самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;
 при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки
зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Система оценки достижений учащихся
Оценка практических умений учащихся.
Оценка умений ставить опыты.
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;
при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные
выводы из опыта;
в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью
учителя; -допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
правильность проведения;
умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений
и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдение;
выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Контроль знаний в форме устных ответов учащихся
Отметка «5»:
ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и
проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.
Отметка «4»:
ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.
Отметка «3»:
ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит
биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.
Отметка «2»:
ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при
ответе иллюстративный материал.
Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами
Отметка «5»
ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные,
пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.
Отметка «4»
ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы,
отсутствуют обозначения и подписи;

есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
Отметка «3»
ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой
ответ схемой, рисунком.
Отметка «2»
ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы,
неправильно заполняет таблицы.
Оценка практических и лабораторных работ
Оценка «5»:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и
измерении;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно
выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4»:
- выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил
недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3»
результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения
опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2»
результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления,
наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В
тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки,
оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Планируемые результаты освоения курса
Выпускник на базовом уровне научится:
•
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности
людей;
•
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь
природных явлений;
•
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка,
организм, вид, экосистема, биосфера;
•
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по
изучению биологических объектов явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
•
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
•
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
•
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и
окружающей
среды на основе биологических теорий;
•
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых
кислот);
•
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях;
устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
•
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
•
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
•
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
•
классифицировать биологические объекты, на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания,
способы дыхания и размножения, особенности развития);
•
объяснять причины наследственных заболеваний;
•
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости;
сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
•
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию
экологических факторов;
•
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

•
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей
среды;
•
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую
информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
•
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании
представленных данных;
•
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и собственной
жизни;
•
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
•
объяснять последствия влияния мутагенов;
•
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
•
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические
теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
•
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической
деятельности;
•
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
•
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку
ДНК;
•
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом
деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
•
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя
законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
•
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы
наследственности;
•
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия
деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Содержание тем учебного курса
11класс
1.Организменный уровень живой материи;17 часов.
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности организмов.
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способов питания. Индивидуальное
развитие организмов. Размножение организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики. Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы –
изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом. Генетические
закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное
скрещивание. Закон Т.Моргана.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской
генетики.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в разнообразие селекции. Ученые Н.И.Вавилов о центрах многообразия и
происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, ее
достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.
Факторы, определяющие здоровье человека в обществе.
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
2.Клеточный уровень организации жизни;9 часов
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке. Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Строение клеток. Многообразие клеток и тканей. Основные положения
клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.Основные части в строении
клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с

хромосомами. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Функции
хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные
хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Гармония и целесообразность в живой
клетке.
Лабораторная работа: 4.
Изучение свойств клетки. (Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.
Исследование проницаемости растительных животных клеток. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса
лука)
3.Молекулярный уровень проявления жизни;8 часов
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Нуклеиновые кислоты и их строение и функции в клетке.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого. Органические и неорганические вещества,
их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя
наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген.
Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания
органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул
белка. Молекулярные процессы расщепления. Химическое загрязнение окружающей среды.Время экологической культуры.
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем
от неживых.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Необходимые требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения и
формируемыми компетенциями.

В
результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен знать/понимать:
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
• соотношение социального и биологического в эволюции человека;
• основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при
охране окружающей среды и здоровья человека.
В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен уметь:
•
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов
происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
•

давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

•

работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

•
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном
материале;
•
•
•

работать с учебной и научно-популярной литературой,
составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.

Перечень учебно-методического обеспечения
Основная учебная литература для учащихся:
1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 10 класс. Базовый уровень /Под
редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2019.
2.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 11 класс. Базовый уровень /Под
редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2019
Дополнительная учебная литература для учащихся
1.Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа,1998.
2.Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
3.Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.
4.ЕГЭ. Биология. КИМы. 2018-2019 годы.
Основная учебная литература для учителя:
1.И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова, Л.В.Симонова – Биология 5-11 классы:
программы. М., Вентана - Граф, 2009 и 2017гг.
2.Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева,
Л.П.. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф.
Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2017;
3.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова - Биология. 10 класс. Методическое пособие.- М., Вентана - Граф, 2019;
4.
И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова - Биология. 11 класс. Методическое пособие.- М., Вентана - Граф, 2019.
5.
Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н.
Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю.
Дополнительная учебная литература для учителя:
1.Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум,1992

2.Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
5.Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности?» (авт. И.В. Зверева), Волгоград, Корифей, 2005
6.Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике, М., Просвещение, 1979
7.Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
8.
ЕГЭ. Биология. КИМы. 2016-2017 годы.
9.
Научно – методические журналы «Биология в школе».
Технические средства обучения
-

компьютер
мультимедиапроектор
коллекция медиаресурсов
выход в Интернет

Демонстрационные пособия
комплект демонстрационных таблиц по биологии
наборы муляжей
Учебно-лабораторное оборудование
комплект микропрепаратов
лупа ручная
микроскоп
набор препаровальных инструментов
Список литературы
1.Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010г.
2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. - М., 2010г.
3.Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С., Симонова Л.В. Биология 5-11 классы:
программы. - М., Вентана - Граф, 2009 и 2017гг.

4.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология. 10 класс. Методическое пособие. - М., Вентана - Граф, 2013;
5.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология. 11 класс. Методическое пособие. - М., Вентана - Граф, 2013;
6.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень /Под редакцией
проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф,2019.
7.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень /Под
редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф,2019

Учебно-тематический план
№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Лабораторные
работы

11 класс
1

Организменный уровень
организации жизни

17

2

Клеточный уровень организации
жизни

9

3

Молекулярный уровень
проявления

8

1

жизни
Всего

68

4

Поурочное планирование биологии, 11 класс,
(1час в неделю, всего 34 часа), УМК под ред. И.Н. Пономаревой
№

Кол-во

Тема урока

Элементы содержания

часов

Требования к уровню подготовки
обучающихся

Домашнее Дата
задание

Организменный уровень организации жизни (17ч)

26

1/1 1ч.

Организменный
уровень
организации
жизни и его роль
в природе.

2/2 1ч.

Организм
как Термины: одноклеточные,
биосистема.
многоклеточные организмы.
Процессы: гомеостаз, нервногуморальная регуляция.

3/3 1ч.

Процессы
жизнедеятельнос
ти
одноклеточных
и
многоклеточных

Термины: организм, особь,
ткани, органы, системы.
Объекты: организм,
организменный уровень
организации жизни.
Процессы, протекающие в
биосистеме организменного
уровня

Термины: пиноцитоз, фагоцитоз.
трихоцисты. автолиз, поведение,
таксис, системы органов.
Объекты: простейшие, органы и
системы органов
многоклеточных.

Давать определение терминам.
Называть структурные элементы, основные процессы,
значение организменного уровня.
Описывать организацию уровня.
Характеризовать особенности структурных элементов
биосистемы « организм».
Выявлять отличия организменного уровня от
популяционно-видового.
Анализировать эволюционную роль организменного
уровень
Давать определение терминам.
Называть признаки и свойства организма.
Называть особенности нервно-гуморальной регуляции в
организме.
Выявлять роль механизмов управления в существовании
системы.
Давать определение терминам.
Называть основные процессы жизнедеятельности.
Описывать процессы жизнедеятельности различных
организмов.
Характеризовать протекание процессов
жизнедеятельности у различных организмов.

§1 в.1-3
стр.6

§2 в.1-3
стр.14

§3 в.1-3
стр.21

организмов

27

4/4 1ч.

Размножение
организмов.

5/5 1ч.

Оплодотворение
и его значение.
Развитие
организма.

6/6 1ч.

Основные
понятия
генетики.
Хромосомная
теория и теория
гена

Процессы: процессы
жизнедеятельности.
Термины: бесполое, половое
размножение, бинарное деление,
множественное деление спора,
вегетативное деление, клон,
оплодотворение, половые
признаки.
Термины: оплодотворение,
онтогенез, эмбриогенез.
Рост и развитие организмов.
Онтогенез и его этапы.
Эмбриональное и
постэмбриональное развитие.
Дробление, гаструляция,
органогенез.
Закон зародышевого сходства
(закон К.Бэра)
Термины: теория пангенезиса,
наследственность, изменчивость
,ген, аллель, хромосомы,
генотип, норма реакции.
Теории и гипотезы:
Хромосомная теория
наследования признаков

Приводить собственные примеры протекающих
процессов жизнедеятельности.
Давать определение терминам.
Называть формы размножения организмов.
Описывать первичные и вторичные половые признаки.
Характеризовать особенности бинарного деления,
схизогонию, размножение спорами, вегетативное
половое размножение.
Выявлять зависимость размножения от сезона.
Уметь: давать определения понятиям «оплодотворение,
онтогенез, эмбриогенез»,
называть начало и окончание постэмбрионального
развития, его виды, характеризовать сущность периодов
развития,
анализировать и оценивать влияние факторов риска на
здоровье, использовать приобретенные знания для
профилактики вредных привычек.
Давать определение терминам.
Характеризовать сущность биологических процессов
наследственности и изменчивости,
объяснять причины наследственности и изменчивости,
роль генетики в формировании современной научной
картины мира, в практической деятельности людей.
Выявлять пределы генетических возможностей видов.

§4 в.1-3
стр.24

§5-6, в.1-3
стр.33

§7
в.1-4
стр.37

7/7 1ч.

Изменчивость
признаков
организма и ее
типы

Термины:геном, изменчивость,
мутации, мутаген, полиплоидия.
Основные формы изменчивости.
Виды мутаций по степени
изменения генотипа: генные,
геномные, хромосомные.
Процессы: механизмы
изменчивости..

Давать определение терминам
Уметь: называть причины, обеспечивающие явление
наследственности, биологическую роль хромосом,
основные формы изменчивости,
приводить примеры генных и геномных мутаций,
называть виды наследственной изменчивости, уровни
изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.
Выявлять наличие действия изменчивости у человека.

§8 в.1-4
стр.41

8/8 1ч.

Основные
генетические
закономерности.

Уметь: давать определения понятиям «Гомо-,
гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки,
моногибридное скрещивание». Приводить примеры
доминантных и рецессивных признаков, воспроизводить
формулировки правила единообразия и правила
расщепления описывать механизм проявления
закономерностей моногибридного скрещивания,
механизм неполного доминирования.

§9 в.1-3
стр.45

9/9 1ч.

Основные
генетические
закономерности.

Гомо-, гетерозигота,
доминантный и рецессивный
признаки, моногибридное
скрещивание.
Использование Менделем
гибридологического метода.
Моногибридное скрещивание.
Неполное доминирование.
Анализирующее скрещивание.
Цитологические основы
закономерностей
Правило единообразия. Закон
расщепления. Гипотеза чистоты
гамет.
Генотип, дигибридное
скрещивание, полигибридное
скрещивание, фенотип.
Условия проявления закона
независимого наследования.
Соотношения генотипов и
фенотипов независимого
наследования 9:3:3:1.

Уметь: описывать механизм проявления
закономерностей дигибридного скрещивания,
называть условия закона независимого наследования,
анализировать содержание определений основных
понятий, схему дигибридного скрещивания.

§10 в.1-3
стр.52

28

Закон независимого
наследования.

10/ 1ч.
10

1ч.
11/
11

Генетика пола
и
наследование,
сцепленное с
полом.

Наследственные
болезни
человека, их
причины и
профилактика

1ч.
12/
12

Генетические
основы
селекции. Вклад
Н.И. Вавилова в
развитие
селекции.

§12 в.1-4
стр.59

Гомологичные хромосомы, локус
гена, перекрест, конъюгация,
сцепленные гены.
Расположение генов : в одной
или разных хромосомах.
Линейное расположение генов.
Условие выполнения закона
Т.Моргана.
Перекрест хромосом - источник
генетической изменчивости.
Термины: медицинская генетика,
генетика человека, генные
болезни, биоэтика.
Объекты: наследственные
болезни человека.

Уметь: давать определения понятиям «Гомологичные
хромосомы, конъюгация»,
объяснять причины перекомбинации признаков при
сцепленном наследовании.

Давать определения терминам.
Называть наследственные болезни человека,
компоненты этических норм поведения.
Объяснять различия генных и хромосомных болезней.
Применять знания в суждениях при рассмотрении
культурологических вопросах.

§13 в.1-3
стр.66

Селекция.
Наследственность и
изменчивость-основа
искусственного отбора. Центры
происхождения культурных
растений.
Независимое одомашнивание
близких растений в различных
центрах. Учение Н.И.Вавилова о
центрах.

Уметь: называть практическое значение генетики,
приводить примеры пород животных и сортов растений,
выведенных человеком,
анализировать содержание основных понятий,
характеризовать роль учения Вавилова для развития
селекции, объяснять причину совпадения центров
многообразия культурных растений с местами
расположения древних цивилизаций; значение для
селекционных работ закона гомологических рядов.

§11 в.1-3
стр.56

29

13/ 1ч.
13

14/ 1ч.
14

Этические
аспекты
применения
генных
технологий.

Термины: медицинская генетика,
генетика человека, генные
болезни, биоэтика.
Объекты: наследственные
болезни человека

Давать определения терминам.
Называть наследственные болезни человека,
компоненты этических норм поведения.
Объяснять различия генных и хромосомных болезней.
Применять знания в суждениях при рассмотрении
культурологических вопросах.
Давать определения терминам.
Называть различные мутагены.
Описывать действие мутагенных факторов.
Характеризовать генеративные и соматические мутации,
факторы, определяющие здоровье.

§14 в.1-3
стр.70

Термины: мутагены, мутагенез,
свободные радикалы,
Факторы,
канцерогены, антиоксиданты,
определяющие
социальная среда.
здоровье
Объекты: мутагены.
человека.
Факты: увеличение воздействия
мутагенов.
Роль
Творчество как фактор здоровья Умение адекватно использовать речевые средства для
жизнедеятельнос и показатель образа
жизни дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать
ти и творчества
человека.
Способность
к разные точки зрения, аргументировать свою точку
человека в
творчеству. Роль творчества в
зрения, отстаивать свою позицию по вопросу
обществе.
жизни каждого человека.
«Творчество как фактор здоровья и показатель образа
жизни человека. Способность к творчеству. Роль
творчества в жизни каждого человека».

§15
в.1-4 стр76.

16/ 1ч.
16

Вирусы

§17 в.1-3
стр.92

17/ 1ч.
17

Обобщающий
урок по теме
«Организменны
й уровень
организации
жизни».

15/ 1ч.
15

Давать определения терминам.
Называть вирусные заболевания человека
Характеризовать строение вирусов, СПИД как важную
социальную проблему.
Высказывать свое отношение к проблемам СПИДа в
обществе.

§16 в.1-5
стр.77

Проверь
себя стр.95

30

Клеточный уровень организации жизни (9ч)
18/1 1ч.

Клеточный
уровень
организации
живой материи и
его роль
в
природе.

Термины: обмен веществ,
самовоспроизведение,
структурный элемент.
Объекты: клеточный уровень
организации живой материи

Давать определения терминам.
Называть структурные элементы клеточного уровня,
основные процессы.
Характеризовать особенности клеточного уровня,
основные процессы.
Объяснять значение клеточного уровня.

§18 в.1-3
стр.100

19/2 1ч.

Клетка как этап
эволюции
живого в
истории Земли.

Уметь: давать определение терминам: «Автотрофы,
гетеротрофы, прокариоты и эукариоты», описывать
начальные этапы биологической эволюции

§19 в.1-4
стр.106

20/3 1ч.

Строение клеток

Уметь: различать по немому рисунку клетки прокариот
и эукариот;
называть способы проникновения веществ в клетку и
функции основных органоидов клетки.

§20 в.1-3
стр.110

21/4 1ч.

Органоиды как
структурные
компоненты
цитоплазмы

Автотрофы, гетеротрофы, про- и
эукариоты.
Этапы развития жизни:
биологический .
Происхождение эукариотической
клетки.
Органоиды. Строение клетки.
Строение и функции ядра.
Клетки бактерий. Клеточное
строение организмов как
доказательство их родства ,
единства живой природы.
Вирусы – неклеточная форма
жизни.
Лизосомы. Митохондрии.
Пластиды.
Клеточный центр, цитоскелет,
микротрубочки, центриоли,
реснички, жгутики.
Эндоплазматическая сеть.
Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и
органоиды клеток растений, животных и бактерий.
Работать с микроскопом, изготавливать простейшие
препараты для микроскопического исследования
Сравнивать строение клеток растений, животных, делать
вывод на основе сравнения

§21 в.1-3
стр.116

31

22/5 1ч.

23/6 1ч.

24/7 1ч.

25/8 1ч.

32

Клеточный цикл

Термины: интерфаза, митоз,
центромера, клеточный
цикл,профаза, метафаза, анафаза,
телофаза.

Давать определения терминам.
Уметь: называть процессы, составляющие жизненный
цикл клетки, фазы митотического цикла, описывать
процессы, происходящие в различных фазах митоза.
Умение анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в
другую
Деление клетки- Термины:оплодотворение,
Давать определения терминам.
митоз и мейоз.
гаметогенез, мейоз, конъюгация, Уметь: узнавать и описывать по рисунку половые
перекрест хромосом.
клетки,
Половое размножение растений и выделять различия мужских и женских половых клеток,
животных, его биологическое
выделять особенности бесполого и полового
значение.
размножения, объяснять биологическое значение
Половые клетки: строение и
полового размножения, сущность и биологическое
функции. Образование половых
значение оплодотворения,
клеток (гаметогенез).
использовать ресурсы Интернета для составления
Осеменение. Оплодотворение.
справки о генетических заболеваниях, связанных с
нарушением деления половых клеток.
Умение анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в
другую
Структура
и Термины: хромосомы, ген,
Давать определения терминам.
функция
центромера, трансляция,
Называть части хромосом.
хромосом.
транскрипция, генотип кариотип, Характеризовать строение хромосом.
Современные
полиплоидия.
Выявлять механизмы движения клеток к полюсам.
представления о Объекты: хромосомы.
гене и геноме.
История
Клетка - основная структурная
Уметь: приводить примеры организмов, имеющих
развития науки о единица организмов. Клетка как
клеточное и неклеточное строение; называть жизненные
клетке.
биосистема. Клеточное строение свойств клетки и положения клеточной теории,
Гармония
и организмов, как доказательство
объяснять общность происхождения растений и
целесообразих родства, единства живой
животных. Умение адекватно использовать речевые
ность в природе. природы .
средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
Основные положения клеточной сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою

§22 в.1-3
стр.122

§23 в.1-4
стр.128

§24 в.1-4
стр.135

§25 в.1-4
стр.144

Лабораторная
работа: 4.
теории Т.Шванна и М.
Шлейдена.

26/9 1ч.

точку зрения, отстаивать свою позицию по вопросу Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония
и управление в клетке. Понятие «целесообразность».
Научное познание и проблемы целесообразности.

Обобщающий
урок по теме
«Клеточный
уровень
организации
жизни».

Проверь
себя стр171

Молекулярный уровень проявления жизни (8ч)
27/1 1ч.

28/2 1ч.

33

Молекулярный
уровень жизни и
его особенности
Нуклеиновые
кислоты, их
строение и
функции в
клетке

Термины: белки, липиды,
углеводы, ферменты и их роль в
организме.
Нуклеиновые кислоты и их
структура.
Термины:нуклеиновые кислоты и
их структура.

Называть органические вещества клетки.
Описывать особенности строения их макромолекул.
Характеризовать функции макромолекул в клетке.
Объяснять значение протеинов, липидов углеводов в
клетке.
Давать определения терминам.
Называть азотистые основания.
Описывать строение ДНК и РНК.
Характеризовать функции нуклеиновых кислот.
Объяснять значение ДНК, принцип комплементарности.

§27-28
в.1-3стр.179

§29 в.1-4
стр.184

29/3 1ч.

30/4 1ч.

31/5 1ч.

Биосинтез
углеводов в
клеткефотосинтез

Питание, фотосинтез, фотолиз.
Питание. Различия организмов
по способу питания. Фотосинтез.
Роль пигмента хлорофилла.
Космическая роль зеленых
растений.
Хлоропласты. Световая и
темновая фазы фотосинтеза.

Уметь: давать определения понятиям питание,
автотрофы, фотосинтез; называть органы растения, где
происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла;
характеризовать фазы фотосинтеза.

§30 в.1-4

Процессы
биосинтеза
белка.

Ген, генетический код, триплет,
кодон, антикодон, полисома,
трансляция, транскрипция.
Обмен веществ и превращение
энергии – признак живых
организмов. Свойства
генетического кода:
избыточность, специфичность,
универсальность.
Механизмы трансляции и
транскрипции. Принцип
комплементарности. Реализация
наследственной информации в
клетке.
Гликолиз, брожение, дыхание.
Обеспечение клетки энергией в
процессе дыхания.
Биологическое окисление.
Результаты преобразования
энергии.
Этапы энергетического обмена

Уметь: давать определения понятиям ген, ассимиляция.
Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и тРНК в биосинтезе белка, анализировать содержание
определений: триплет, кодон, антикодон, полисома,
трансляция, транскрипция; характеризовать сущность
процесса трансляции и транскрипции.

§31 в.1-4

Уметь: давать определение понятию диссимиляция,
анализировать содержание определений гликолиз,
брожение, дыхание;
перечислять этапы процесса диссимиляции;
называть вещества источники энергии, продукты
реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке
этапов обмена веществ, описывать роль АТФ в обмене
веществ.

§32 в.1-

Молекулярные
процессы
расщепления.

стр.187

стр.191

3стр.204

34

32/6 1ч.

Химическое
загрязнение
окружающей
среды.

33/7 1ч.

Время
экологической
культуры.

34/8 1ч.

35

Резервное время:
Обобщающий
урок по курсу
общей биологии

Экологические проблемы
(парниковый эффект, кислотные
дожди, опустынивание, сведение
лесов, появление озоновых дыр,
загрязнение окружающей среды).
Влияние экологических проблем
на собственную жизнь и жизнь
других людей.
Экологические проблемы
(парниковый эффект, кислотные
дожди, опустынивание, сведение
лесов, появление озоновых дыр,
загрязнение окружающей среды).
Влияние экологических проблем
на собственную жизнь и жизнь
других людей.

Уметь: называть современны
глобальные проблемы; антро
вызывающие экологические
анализировать и оценивать п
человека в экосистемах; влия
на живые организмы

Умение адекватно использов
дискуссии и аргументации св
разные точки зрения, аргумен
зрения, отстаивать свою пози
Глобальные экологические п


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».