РП Язык. Текст. Речь. 10-11 классы

1) Планируемые результаты освоения элективного курса «Язык. Текст. Речь».
Программа обеспечивает достижение выпускниками на уровне среднего общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования:








После освоения курса выпускники должны знать:
правила русской орфографии и пунктуации;
нормы русского литературного языка;
основные теоретические понятия лингвистики;
средства художественной выразительности;
основы анализа текста;
теорию написания сочинения-рассуждения;
процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности
заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;
уметь:















Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковых норм.
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов
Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и
других народов.
Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать
в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

2) Содержание курса
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Информационная обработка текста (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Языковые нормы (7 часов)
Орфоэпические нормы.
Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.
Лексические нормы.
Лексическое значение слова. Употребление паронимов в соответствии с точным
лексическим значением.
Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Плеоназм и тавтология.
Грамматические нормы.

Морфологические нормы (образование форм слова). Правила и нормы образования форм
слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды
предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные
члены предложения, способы их выражения. Предупреждение и редактирование
морфологических и синтаксических ошибок.
Орфография (9 часов)
Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня.
Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных
окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в
различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
Синтаксис и пунктуация (9 часов)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
3) Тематическое планирование
№

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Введение.

2

2

Информационная обработка текста.

3

3

Языковые нормы.

7

4

Орфография.

9

5

Пунктуация.

9

6

Повторение и обобщение изученного.

4
ИТОГО 34 часа

4) Календарно-тематическое планирование
№

1

2

3

4

5

Тема урока

Ча
сы

Элементы содержания

Планируемые результаты

Введение (2 часа)
Введение. Предмет и
1 Знакомство с демоверсией Знать структуру ЕГЭ по
задачи курса «Язык.
ЕГЭ 2018 года. Система
русскому языку,
Текст. Речь».
оценивания отдельных
особенности заданий и
заданий и
систему оценивания ЕГЭ.
экзаменационной работы
Уметь пользоваться
в целом. Интернет
интернет ресурсами для
ресурсы для подготовки к подготовки в ЕГЭ.
ЕГЭ.
Диагностическая
1 Выполнение тестовых
Определить уровень знаний
работа.
заданий демоверсии ЕГЭ. и умений, проверяемых
Информационная обработка текста (3 часа)
Информационная
1 Информационная
Знать принципы построения
обработка научнообработка письменных
текста, понятия основная и
популярного текста.
текстов различных стилей второстепенная информация.
и жанров. Основная и
Знать особенности
второстепенная
формулировки, содержания
информация в тексте.
задания 3 и оформления
Особенности
ответа к нему.
формулировки и
Уметь понимать смысл
содержания задания 3.
прочитанного текста,
Алгоритм к заданию 3
выявлять основную мысль
ЕГЭ.
текста, находить основную и
второстепенную
информацию, соотносить
краткий пересказ и
исходный текст.
Средства связи
1 Морфологические
Знать особенности
предложений в тексте.
средства связи (частицы,
употребления некоторых
союзы, местоимения,
частей речи как средств
наречия).
связи предложений.
Особенности
Знать особенности
формулировки и
формулировки, содержания
содержания заданий 1, 25. заданий 2, 25 и оформления
Алгоритм к заданиям 1, 25 ответов к ним.
ЕГЭ.
Уметь понимать смысл
прочитанного текста и
правильно подбирать части
речи при связи предложений
в тексте.
Лексическое значение
1 Лексическое значение
Знать особенности
слова. Словарная
слова. Однозначность и
формулировки, содержания
статья.
многозначность слов.
задания 2 и оформления
Толковый словарь.
ответа к нему.
Словарная статья.
Уметь правильно определять
Особенности
лексическое значение слова,
формулировки и
учитываю все нюансы
содержания задания 2.
значений.

Алгоритм к заданию 2
ЕГЭ.
Языковые нормы (7 часов)
1 Орфоэпия. Ударение.
Ударный слог. Нормы
ударения в русском языке.
Орфоэпический словарь.
Особенности
формулировки и
содержания задания 4.
Алгоритм к заданию 4
ЕГЭ.

6

Орфоэпические
нормы (постановка
ударения).

7

Лексические нормы.
Употребление
паронимов в
соответствии с
точным лексическим
значением.

1

8

Лексические нормы.
Плеоназм и
тавтология.

1

910

Морфологические
нормы.
Образование форм
слова.

2

11- Синтаксические

2

Паронимы.
Паронимические пары.
Словарь паронимов.
Лексические нормы:
употребление паронима в
соответствии с точным
лексическим значением и
требованием лексической
сочетаемости.
Особенности
формулировки и
содержания задания 5.
Алгоритм к заданию 5
ЕГЭ.
Плеоназм и тавтология
как нарушения
лексической нормы.
Особенности
формулировки и
содержания задания 6.
Алгоритм к заданию 6
ЕГЭ.
Морфологические нормы
(образование форм слова).
Особенности
формулировки и
содержания задания 7.
Алгоритм к заданию 7
ЕГЭ.

Нормы

Знать основные принципы
постановки ударения в
русском языке.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 4 и оформления
ответа к нему.
Уметь разграничивать
варианты и нарушения
орфоэпических норм,
находить ошибки в
постановке ударения,
правильно ставить ударение
в слове.
Знать понятие пароним и
паронимическая пара.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 5 и оформления
ответа к нему.
Уметь подбирать
паронимическую пару и
правильно подбирать
пароним в зависимости от
контекста.

Находить плеоназм и
тавтологию в предложениях
и исправлять лексические
ошибки.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 6 и оформления
ответа к нему.
Знать основные способы
образования форм слов в
русском языке; уметь
определять способ
словообразования.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 7 и оформления
ответа к нему.
Уметь находить ошибки в
формообразовании слов и
исправлять их.
Знать типы синтаксических

12

нормы. Нормы
согласования. Нормы
управления.

согласования. Нормы
управления. Особенности
формулировки и
содержания задания 8.
Алгоритм к заданию 8
ЕГЭ.

Орфография (9 часов)
Проверяемые и
непроверяемые
безударные гласные в
корне, чередующиеся
гласные в корне.
Особенности
формулировки и
содержания задания 9.
Алгоритм к заданию 9
ЕГЭ.

13

Правописание корней.

1

14

Правописание
приставок.

1

Приставки на согласную,
чередование согласной.
Приставки с
чередующимися
гласными. Приставка пре/при. Приставка на
согласную и корень на и-.
Особенности
формулировки и
содержания задания 10.
Алгоритм к заданию 10
ЕГЭ.

15

Правописание
суффиксов различных
частей речи(кроме –н/нн-).

1

Правописание суффиксов
ова/ева, ыва/ива, лив/чив,
ек/ик. Особенности
формулировки и
содержания задания 11.
Алгоритм к заданию 11
ЕГЭ.

ошибок.
Осуществлять речевой
самоконтроль.
Находить нарушение
языковой нормы.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 8 и оформления
ответа к нему.
Соотносить ошибочные
варианты с видом
синтаксической нормы.
Знать правила правописания
безударных проверяемых и
непроверяемых в корне,
чередующиеся гласные в
корне. Знать особенности
формулировки, содержания
задания 9 и оформления
ответа к нему.
Знать и применять на
практике правила
правописания проверяемых и
непроверяемых безударных
гласных в корне,
чередующихся гласные в
корне
Знать правила правописания
приставок при/при, с
чередующимися
согласными, с
разделительными Ъ и Ь, И\Ы
после приставки.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 10 и оформления
ответа к нему.
Уметь применять на
практике правила
правописания приставок
при/при, с чередующимися
согласными, с
разделительными Ъ и Ь, И\Ы
после приставки.
Знать правила правописания
суффиксов ова/ева, ыва/ива,
лив/чив, ек/ик.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 11 и оформления
ответа к нему.

16

Правописание личных
окончаний глаголов и
суффиксов причастий.

1

17- Правописание НЕ и
18 НИ с разными
частями речи.

2

19- Слитное, дефисное,
20 раздельное написание
слов с разными
частями речи.

2

Правописание –Н- и –
НН-в различных
частях речи.

1

21

Уметь применять на
практике правила
правописания суффиксов
ова/ева, ыва/ива, лив/чив,
ек/ик.
Спряжение глаголов.
Знать правила правописания
Причастие и его виды.
личных окончаний глаголов
Правописание личных
и суффиксов причастий.
окончаний глаголов и
Знать особенности
суффиксов причастий.
формулировки, содержания
Особенности
задания 12 и оформления
формулировки и
ответа к нему.
содержания задания 12.
Уметь применять на
Алгоритм к заданию 12
практике правила
ЕГЭ.
правописания личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий.
Слитное и раздельное
Знать правила правописания
написание НЕ и НИ с
НЕ и НИ с разными частями
разными частями речи.
речи, правила употребления
Особенности
частиц НИ и НИ в речи.
употребления частиц НЕ и Знать особенности
НИ. Особенности и
формулировки, содержания
содержания
задания 13 и оформления
формулировки задания 13. ответа к нему.
Алгоритм к заданию 13
Уметь применят на практике
ЕГЭ.
правила правописания НЕ и
НИ с разными частями речи,
правила употребления
частиц НИ и НИ в речи.
Правописание частей речи Знать правила правописания
слитно, раздельно и через частей речи слитно,
дефис. Особенности
раздельно и через дефис.
формулировки и
Знать особенности
содержания задания 14.
формулировки, содержания
Алгоритм к заданию 14
задания 14 и оформления
ЕГЭ.
ответа к нему.
Уметь применят на практике
правила правописания
частей речи слитно,
раздельно и через дефис.
Правописание суффиксов Знать правила правописания
н/нн в прилагательных,
суффиксов н/нн в
причастиях,
прилагательных,
существительных и
причастиях,
наречиях. Особенности
существительных и
формулировки и
наречиях. Знать особенности
содержания задания 15.
формулировки, содержания
Алгоритм к заданию 15
задания 15 и оформления
ЕГЭ.
ответа к нему.
Уметь применять на
практике правила

правописания суффиксов
н/нн в прилагательных,
причастиях,
существительных и
наречиях.
Знаки препинания в
предложении с
однородными
членами и
сложносочинённом
предложении.

1

23- Знаки препинания в
24 предложениях с
обособленными
членами.

2

22

25

Знаки препинания в
предложениях со
словами и
конструкциями,
грамматически не
связанными с членами
предложения.

1

26

Знаки препинания в
сложноподчинённом

1

Пунктуация (9 часов)
Пунктуация в
сложносочинённом
предложении и простом
предложении с
однородными членами.
Ряды однородных членов.
Особенности
формулировки и
содержания задания 16.
Алгоритм к заданию 16
ЕГЭ.

Знать правила постановки
знаков препинания при
однородных членах
предложения и в
сложносочиненном
предложении.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 16 и оформления
ответа к нему.
Уметь находить ряды
однородных членов и части
ССП, правильно расставлять
знаки препинания.
Знаки препинания в
Знать понятия «причастный
предложениях с
оборот, «деепричастный
обособленными членами
оборот», правила постановки
(определениями,
знаков препинания при
обстоятельствами).
обособленных членах
Однородные
предложения.
обособленные члены.
Знать особенности
Границы обособленных
формулировки, содержания
членов предложения.
задания 17 и оформления
Особенности
ответа к нему.
формулировки и
Уметь находить в
содержания задания 17.
предложении обособленные
Алгоритм к заданию 17
члены предложения и
ЕГЭ.
правильно расставлять знаки
препинания.
Вводное слово и
Знать понятия «вводная
конструкция. Виды
конструкция» и
вводных слов. Обращение. «обращение», правила
Границы обращения в
постановки знаков
предложении. Знаки
препинания при них.
препинания при вводных
Знать особенности
слова и обращениях.
формулировки, содержания
Особенности
задания 18 и оформления
формулировки и
ответа к нему.
содержания задания 18.
Уметь находить в
Алгоритм к заданию 18
предложении вводные
ЕГЭ.
конструкции и обращения,
их границы и правильно
расставлять знаки
препинания.
Сложноподчиненное
Знать понятие
предложение. Границы
«сложноподчиненное

предложении.

главного и придаточных
предложений. Знаки
препинания в
сложноподчиненном
предложении.
Особенности
формулировки и
содержания задания 19.
Алгоритм к заданию 19
ЕГЭ.

27- Знаки препинания в
28 сложном
предложении с
разными видами
связи.

2

29- Пунктуационный
30 анализ.

2

Виды связи между
частями сложного
предложения. Границы
простых частей внутри
сложного предложения.
Знаки препинания между
частями сложного
предложения и на стыке
союзов.
Особенности
формулировки и
содержания задания 20.
Алгоритм к заданию 20
ЕГЭ.

предложение», правила
постановки знаков
препинания между частями
сложноподчиненного
предложения.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 19 и оформления
ответа к нему.
Уметь находить в СПП его
части, их границы и
правильно расставлять знаки
препинания.
Знать понятие «сложное
предложение», виды связи
между частями сложного
предложения, правила
постановки знаков
препинания в сложном
предложении с разными
видами связи и на стыке
союзов.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 20 и оформления
ответа к нему.
Уметь находить в сложном
предложении его части, их
границы и правильно
расставлять знаки
препинания.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 21 и оформления
ответа к нему.

Особенности
формулировки и
содержания задания 21.
Алгоритм к заданию 21
ЕГЭ.
Повторение и обобщение изученного (4 часа)
31- Решение тестовых
2 Отработка задания 1-21
Знать основные нормы и
34 заданий в формате
ЕГЭ по русскому языку с
правила русского языка.
ЕГЭ.
созданием условий
Знать особенности
проведения ЕГЭ.
формулировок и содержания
тестовых заданий ЕГЭ.
Уметь применять на
практике правила
правописания, пунктуации,
знания о языке, понимать
прочитанный текст,
правильно выполнять все
части вариантов ЕГЭ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».