1) Планируемые результаты освоения элективного курса «Язык. Текст. Речь».
Программа обеспечивает достижение выпускниками на уровне среднего общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования:
После освоения курса выпускники должны знать:
правила русской орфографии и пунктуации;
нормы русского литературного языка;
основные теоретические понятия лингвистики;
средства художественной выразительности;
основы анализа текста;
теорию написания сочинения-рассуждения;
процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности
заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;
уметь:
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковых норм.
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов
Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и
других народов.
Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать
в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
2) Содержание курса
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Информационная обработка текста (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Языковые нормы (7 часов)
Орфоэпические нормы.
Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.
Лексические нормы.
Лексическое значение слова. Употребление паронимов в соответствии с точным
лексическим значением.
Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Плеоназм и тавтология.
Грамматические нормы.
Морфологические нормы (образование форм слова). Правила и нормы образования форм
слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды
предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные
члены предложения, способы их выражения. Предупреждение и редактирование
морфологических и синтаксических ошибок.
Орфография (9 часов)
Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня.
Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных
окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в
различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
Синтаксис и пунктуация (9 часов)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
3) Тематическое планирование
№
Наименование разделов, тем
Количество часов
1
Введение.
2
2
Информационная обработка текста.
3
3
Языковые нормы.
7
4
Орфография.
9
5
Пунктуация.
9
6
Повторение и обобщение изученного.
4
ИТОГО 34 часа
4) Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
Тема урока
Ча
сы
Элементы содержания
Планируемые результаты
Введение (2 часа)
Введение. Предмет и
1 Знакомство с демоверсией Знать структуру ЕГЭ по
задачи курса «Язык.
ЕГЭ 2018 года. Система
русскому языку,
Текст. Речь».
оценивания отдельных
особенности заданий и
заданий и
систему оценивания ЕГЭ.
экзаменационной работы
Уметь пользоваться
в целом. Интернет
интернет ресурсами для
ресурсы для подготовки к подготовки в ЕГЭ.
ЕГЭ.
Диагностическая
1 Выполнение тестовых
Определить уровень знаний
работа.
заданий демоверсии ЕГЭ. и умений, проверяемых
Информационная обработка текста (3 часа)
Информационная
1 Информационная
Знать принципы построения
обработка научнообработка письменных
текста, понятия основная и
популярного текста.
текстов различных стилей второстепенная информация.
и жанров. Основная и
Знать особенности
второстепенная
формулировки, содержания
информация в тексте.
задания 3 и оформления
Особенности
ответа к нему.
формулировки и
Уметь понимать смысл
содержания задания 3.
прочитанного текста,
Алгоритм к заданию 3
выявлять основную мысль
ЕГЭ.
текста, находить основную и
второстепенную
информацию, соотносить
краткий пересказ и
исходный текст.
Средства связи
1 Морфологические
Знать особенности
предложений в тексте.
средства связи (частицы,
употребления некоторых
союзы, местоимения,
частей речи как средств
наречия).
связи предложений.
Особенности
Знать особенности
формулировки и
формулировки, содержания
содержания заданий 1, 25. заданий 2, 25 и оформления
Алгоритм к заданиям 1, 25 ответов к ним.
ЕГЭ.
Уметь понимать смысл
прочитанного текста и
правильно подбирать части
речи при связи предложений
в тексте.
Лексическое значение
1 Лексическое значение
Знать особенности
слова. Словарная
слова. Однозначность и
формулировки, содержания
статья.
многозначность слов.
задания 2 и оформления
Толковый словарь.
ответа к нему.
Словарная статья.
Уметь правильно определять
Особенности
лексическое значение слова,
формулировки и
учитываю все нюансы
содержания задания 2.
значений.
Алгоритм к заданию 2
ЕГЭ.
Языковые нормы (7 часов)
1 Орфоэпия. Ударение.
Ударный слог. Нормы
ударения в русском языке.
Орфоэпический словарь.
Особенности
формулировки и
содержания задания 4.
Алгоритм к заданию 4
ЕГЭ.
6
Орфоэпические
нормы (постановка
ударения).
7
Лексические нормы.
Употребление
паронимов в
соответствии с
точным лексическим
значением.
1
8
Лексические нормы.
Плеоназм и
тавтология.
1
910
Морфологические
нормы.
Образование форм
слова.
2
11- Синтаксические
2
Паронимы.
Паронимические пары.
Словарь паронимов.
Лексические нормы:
употребление паронима в
соответствии с точным
лексическим значением и
требованием лексической
сочетаемости.
Особенности
формулировки и
содержания задания 5.
Алгоритм к заданию 5
ЕГЭ.
Плеоназм и тавтология
как нарушения
лексической нормы.
Особенности
формулировки и
содержания задания 6.
Алгоритм к заданию 6
ЕГЭ.
Морфологические нормы
(образование форм слова).
Особенности
формулировки и
содержания задания 7.
Алгоритм к заданию 7
ЕГЭ.
Нормы
Знать основные принципы
постановки ударения в
русском языке.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 4 и оформления
ответа к нему.
Уметь разграничивать
варианты и нарушения
орфоэпических норм,
находить ошибки в
постановке ударения,
правильно ставить ударение
в слове.
Знать понятие пароним и
паронимическая пара.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 5 и оформления
ответа к нему.
Уметь подбирать
паронимическую пару и
правильно подбирать
пароним в зависимости от
контекста.
Находить плеоназм и
тавтологию в предложениях
и исправлять лексические
ошибки.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 6 и оформления
ответа к нему.
Знать основные способы
образования форм слов в
русском языке; уметь
определять способ
словообразования.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 7 и оформления
ответа к нему.
Уметь находить ошибки в
формообразовании слов и
исправлять их.
Знать типы синтаксических
12
нормы. Нормы
согласования. Нормы
управления.
согласования. Нормы
управления. Особенности
формулировки и
содержания задания 8.
Алгоритм к заданию 8
ЕГЭ.
Орфография (9 часов)
Проверяемые и
непроверяемые
безударные гласные в
корне, чередующиеся
гласные в корне.
Особенности
формулировки и
содержания задания 9.
Алгоритм к заданию 9
ЕГЭ.
13
Правописание корней.
1
14
Правописание
приставок.
1
Приставки на согласную,
чередование согласной.
Приставки с
чередующимися
гласными. Приставка пре/при. Приставка на
согласную и корень на и-.
Особенности
формулировки и
содержания задания 10.
Алгоритм к заданию 10
ЕГЭ.
15
Правописание
суффиксов различных
частей речи(кроме –н/нн-).
1
Правописание суффиксов
ова/ева, ыва/ива, лив/чив,
ек/ик. Особенности
формулировки и
содержания задания 11.
Алгоритм к заданию 11
ЕГЭ.
ошибок.
Осуществлять речевой
самоконтроль.
Находить нарушение
языковой нормы.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 8 и оформления
ответа к нему.
Соотносить ошибочные
варианты с видом
синтаксической нормы.
Знать правила правописания
безударных проверяемых и
непроверяемых в корне,
чередующиеся гласные в
корне. Знать особенности
формулировки, содержания
задания 9 и оформления
ответа к нему.
Знать и применять на
практике правила
правописания проверяемых и
непроверяемых безударных
гласных в корне,
чередующихся гласные в
корне
Знать правила правописания
приставок при/при, с
чередующимися
согласными, с
разделительными Ъ и Ь, И\Ы
после приставки.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 10 и оформления
ответа к нему.
Уметь применять на
практике правила
правописания приставок
при/при, с чередующимися
согласными, с
разделительными Ъ и Ь, И\Ы
после приставки.
Знать правила правописания
суффиксов ова/ева, ыва/ива,
лив/чив, ек/ик.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 11 и оформления
ответа к нему.
16
Правописание личных
окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
1
17- Правописание НЕ и
18 НИ с разными
частями речи.
2
19- Слитное, дефисное,
20 раздельное написание
слов с разными
частями речи.
2
Правописание –Н- и –
НН-в различных
частях речи.
1
21
Уметь применять на
практике правила
правописания суффиксов
ова/ева, ыва/ива, лив/чив,
ек/ик.
Спряжение глаголов.
Знать правила правописания
Причастие и его виды.
личных окончаний глаголов
Правописание личных
и суффиксов причастий.
окончаний глаголов и
Знать особенности
суффиксов причастий.
формулировки, содержания
Особенности
задания 12 и оформления
формулировки и
ответа к нему.
содержания задания 12.
Уметь применять на
Алгоритм к заданию 12
практике правила
ЕГЭ.
правописания личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий.
Слитное и раздельное
Знать правила правописания
написание НЕ и НИ с
НЕ и НИ с разными частями
разными частями речи.
речи, правила употребления
Особенности
частиц НИ и НИ в речи.
употребления частиц НЕ и Знать особенности
НИ. Особенности и
формулировки, содержания
содержания
задания 13 и оформления
формулировки задания 13. ответа к нему.
Алгоритм к заданию 13
Уметь применят на практике
ЕГЭ.
правила правописания НЕ и
НИ с разными частями речи,
правила употребления
частиц НИ и НИ в речи.
Правописание частей речи Знать правила правописания
слитно, раздельно и через частей речи слитно,
дефис. Особенности
раздельно и через дефис.
формулировки и
Знать особенности
содержания задания 14.
формулировки, содержания
Алгоритм к заданию 14
задания 14 и оформления
ЕГЭ.
ответа к нему.
Уметь применят на практике
правила правописания
частей речи слитно,
раздельно и через дефис.
Правописание суффиксов Знать правила правописания
н/нн в прилагательных,
суффиксов н/нн в
причастиях,
прилагательных,
существительных и
причастиях,
наречиях. Особенности
существительных и
формулировки и
наречиях. Знать особенности
содержания задания 15.
формулировки, содержания
Алгоритм к заданию 15
задания 15 и оформления
ЕГЭ.
ответа к нему.
Уметь применять на
практике правила
правописания суффиксов
н/нн в прилагательных,
причастиях,
существительных и
наречиях.
Знаки препинания в
предложении с
однородными
членами и
сложносочинённом
предложении.
1
23- Знаки препинания в
24 предложениях с
обособленными
членами.
2
22
25
Знаки препинания в
предложениях со
словами и
конструкциями,
грамматически не
связанными с членами
предложения.
1
26
Знаки препинания в
сложноподчинённом
1
Пунктуация (9 часов)
Пунктуация в
сложносочинённом
предложении и простом
предложении с
однородными членами.
Ряды однородных членов.
Особенности
формулировки и
содержания задания 16.
Алгоритм к заданию 16
ЕГЭ.
Знать правила постановки
знаков препинания при
однородных членах
предложения и в
сложносочиненном
предложении.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 16 и оформления
ответа к нему.
Уметь находить ряды
однородных членов и части
ССП, правильно расставлять
знаки препинания.
Знаки препинания в
Знать понятия «причастный
предложениях с
оборот, «деепричастный
обособленными членами
оборот», правила постановки
(определениями,
знаков препинания при
обстоятельствами).
обособленных членах
Однородные
предложения.
обособленные члены.
Знать особенности
Границы обособленных
формулировки, содержания
членов предложения.
задания 17 и оформления
Особенности
ответа к нему.
формулировки и
Уметь находить в
содержания задания 17.
предложении обособленные
Алгоритм к заданию 17
члены предложения и
ЕГЭ.
правильно расставлять знаки
препинания.
Вводное слово и
Знать понятия «вводная
конструкция. Виды
конструкция» и
вводных слов. Обращение. «обращение», правила
Границы обращения в
постановки знаков
предложении. Знаки
препинания при них.
препинания при вводных
Знать особенности
слова и обращениях.
формулировки, содержания
Особенности
задания 18 и оформления
формулировки и
ответа к нему.
содержания задания 18.
Уметь находить в
Алгоритм к заданию 18
предложении вводные
ЕГЭ.
конструкции и обращения,
их границы и правильно
расставлять знаки
препинания.
Сложноподчиненное
Знать понятие
предложение. Границы
«сложноподчиненное
предложении.
главного и придаточных
предложений. Знаки
препинания в
сложноподчиненном
предложении.
Особенности
формулировки и
содержания задания 19.
Алгоритм к заданию 19
ЕГЭ.
27- Знаки препинания в
28 сложном
предложении с
разными видами
связи.
2
29- Пунктуационный
30 анализ.
2
Виды связи между
частями сложного
предложения. Границы
простых частей внутри
сложного предложения.
Знаки препинания между
частями сложного
предложения и на стыке
союзов.
Особенности
формулировки и
содержания задания 20.
Алгоритм к заданию 20
ЕГЭ.
предложение», правила
постановки знаков
препинания между частями
сложноподчиненного
предложения.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 19 и оформления
ответа к нему.
Уметь находить в СПП его
части, их границы и
правильно расставлять знаки
препинания.
Знать понятие «сложное
предложение», виды связи
между частями сложного
предложения, правила
постановки знаков
препинания в сложном
предложении с разными
видами связи и на стыке
союзов.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 20 и оформления
ответа к нему.
Уметь находить в сложном
предложении его части, их
границы и правильно
расставлять знаки
препинания.
Знать особенности
формулировки, содержания
задания 21 и оформления
ответа к нему.
Особенности
формулировки и
содержания задания 21.
Алгоритм к заданию 21
ЕГЭ.
Повторение и обобщение изученного (4 часа)
31- Решение тестовых
2 Отработка задания 1-21
Знать основные нормы и
34 заданий в формате
ЕГЭ по русскому языку с
правила русского языка.
ЕГЭ.
созданием условий
Знать особенности
проведения ЕГЭ.
формулировок и содержания
тестовых заданий ЕГЭ.
Уметь применять на
практике правила
правописания, пунктуации,
знания о языке, понимать
прочитанный текст,
правильно выполнять все
части вариантов ЕГЭ