Пояснительная записка
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой
природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования,
анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать
полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература» и др.
Планируемые результаты
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за
живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты,
процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать
их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации
труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной
литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных
носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ
здоровогообраза жизни в быту;
•
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношениюк живой природе, здоровью своему и окружающих;
•
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию
биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой
информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
•
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Человек и его здоровьеВыпускник научится:
•
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и
тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных
для организма человека;
•
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей
среды,родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
•
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
•
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологическихобъектов и других материальных артефактов;
•
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
•
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов),
процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать
выводы иумозаключения на основе сравнения;
•
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
•
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их
результаты;
•
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
•
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит
возможность научиться:
•
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
•
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
•
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственномуздоровью и здоровью других людей;
•
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию оборганизме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
•
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
•
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
•
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Содержание
Человек и его здоровье.
Введение в науки о человеке.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.
Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение,
эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и
животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение
современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека.
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов
организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема.
Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны,
нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная
дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности
развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения
деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и
половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение.
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение,
рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и
образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических
упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия.
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение.
Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав
крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови.
Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие
на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль
прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая
системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и
работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы.
Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке
дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль
ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними.
Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике.
Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение
желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы
тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы
оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение.
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения
мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их
предупреждения.
Размножение и развитие. Половая система: строение и функции. Оплодотворение и
внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика.
ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы).
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и
функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы:
палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и
функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания,
обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов
на органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А.
Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и
бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики
человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к
накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные
особенности личности. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Здоровье человекаи
его охрана.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие
здоровье Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и
энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика
основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил
поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа
безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния
окружающей среды.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей
последовательности.
На
первых
уроках
рассматривается
биосоциальная
природа
человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы
анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разно уровневой организацией
организма человека. Затем вводится понятие о нервной и эндокринной системах, на
последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, об обмене веществ,
об анализаторах, поведении и психике.
На
последних
занятиях
рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные
качества личности.
В рабочей программе я изменила последовательность изучения тем. Изучение
нервной и эндокринной системы перенесена после темы «Строение организма», так как
эти системы регулируют работу всех систем органов, поэтому такая последовательность в
изучении более целесообразна. Примерная
программа основного общего
образования содержит 23 лабораторные работы и одну экскурсию, все они включены в
рабочую программу.
Практикум:
«Изучение микроскопического строения тканей организма человека»
.«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
Коленный рефлекс
«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и
среднего мозга»
. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости»
«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)
«Утомление при статической и динамической работе»
«Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»
«Выявление плоскостопия» (выполняется дома).
«Выявление нарушений осанки
«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»
«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».
«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
«Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки».
«Определение частоты дыхания. ЖЕЛ»
«Изучение действия ферментов слюны на крахмал».
«Обнаружение и устойчивость витамина С».
«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».
«Изучение изменений работы зрачка»
«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
«Поиск слепого пятна»
«Выработка навыка зеркального письма»
«Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста»
«Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в разных условиях
Добавлена работа «Обнаружение и устойчивость витамина С», в связи с тем, что изучение этой
темы, как правило, приходится на обострение сезонных простудных заболеваний и изучение этого
вопроса мы считаем актуальным.
Тематическое планирование
тема
Раздел 1 Введение.
Раздел 2. Происхождение человека
Раздел 3. Строение организма
Раздел 4. Опорно-двигательная система
Раздел 5. Внутренняя среда организма
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы
организма
Раздел 7. Дыхание
Раздел 8. Пищеварение
Раздел 9 обмен веществ и энергии .
Раздел 10 Покровные оргены. Терморегуляция.
Выделение.
Раздел 11 Нервная система
Раздел 12 Анализаторы. Органы чувств.
Раздел 13.Высшая нервная деятельность. Поведение .
психика.
Раздел 14 Железы внутренней секреции
(эндокринная система)
Раздел 15 Индивидуальное развитие организма
Резервное время
Итоговый урок
итого
Количество
часов по
программ
е
2
3
4
7
3
6
Количество
часов по КТП
4
6
3
4
5
6
4
5
5
5
5
5
5
5
2
3
5
6
5
70
70
1
3
4
8
3
7
Контрольные работы и практикумы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование разделов и
тем
Всего
часов
Раздел 1. Введение.
Науки, изучающие
организм человека
Раздел 2. Происхождение
человека.
Раздел 3. Строение и
функции организма
Раздел 4. Опорнодвигательная система
Раздел 5. Внутренняя
среда организма
2
Из них:
практикум
3
Дата
Контрольные
работы.
Промежуточная
аттестация
1
4
2
8
5
3
1
Дата
экску
1
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Раздел 6. Кровеносная и
лимфатическая системы
Раздел 7. Дыхательная
система
Раздел 8.
Пищеварительная система
Раздел 9. Обмен веществ
и превращение энергии
Раздел 10. Покровные
органы. Теплорегуляция
Раздел 11.Нервная
система человека.
Раздел 12. Анализаторы.
Органы чувств
Раздел 13. Высшая
нервная деятельность.
Поведение. Психика
Раздел 14. Железы
внутренней секреции
Раздел 15.
Индивидуальное развитие
организма
7
3
5
1
6
3
3
2
4
2
5
1
5
2
5
3
Итоги года
2
Итого
70
1
1
1
3
5
1
23
5
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дат
а
Дом
Примечание
Применяемое
зад.
оборудование.
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека
Тема урока
1
Науки о человеке.
Компьютер
П 1,
2
2
Раздел 2.
Систематическое
положение человека
Происхождение человека
Модели остатков древней
культуры человека,
Модель «Происхождение
человека».
3ч.
П3
Виртуальная
Экскурсия «
Происхождение
человека»
Расы человека.
компьютер
П4
3
4
Раздел 3.Строение организма и функции организма 4ч
П5
Презентация. Тесты
Электронное приложение к
учебнику,
Учебное электронное издание.
Лабораторный практикум .
биология 6-11классы
Презентация. Тесты
Электронное приложение к
учебнику,
Учебное электронное издание.
Лабораторный практикум.
биология 6-11классы
Презентация. тесты
Электронное приложение к
учебнику,
Учебное электронное издание.
Лабораторный практикум .
биология 6-11классы
презентация
5
Вводная контрольная
работа
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику,
П6
6
Анализ к\р.Общий
обзорорганизма
человека.
Клеточное
строение
организма
Световой микроскоп,
микропрепараты,
динамическая модель
клетки Электронное
приложение к учебнику,
П7
7
Ткани: эпителиальная,
соединительная,
мышечнаяЛР№1
«Микроскопическое
строение тканей
организма человека»
Световой микроскоп,
микропрепараты,
П8
8
Нервная ткань.
Рефлекторнаярегуляция
Лр №2.
«Мигательный
рефлекс и
Коленный
рефлекс»
Раздел 4.Опорно-двигательная 8
9
Состав опорнодвигательногоаппарата.
Лр№3 «Внешнее и
микроскопическое
строениекости»
П9
Модели костей.
Световой микроскоп.
Микропрепараты костей
П 10
10
Скелет человека.
Осевой скелет и скелет
конечностей
Макет позвонков
Скелет человека
разборный.
Учебное электронное
издание. Электронные
таблицы
П 11
11
Соединения костей
Компьютер.
Электронное приложение
к учебнику
П 12
12
Строение мышц. Обзор
мышц
человека(Практикум)
«Мышцы тела»
Работа скелетных мышц
и их
регуляция(Практикум)«Раб
от а основных мышц»
Компьютер.
Электронное приложение
к учебнику, электронные
таблицы
П 13
Компьютер.
Электронное приложение
к учебнику, электронные
таблицы
П 14
13
Презентация. Тесты
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум. Биология 611классы
-БЭНП по биологии
-электронные таблицы
Презентация. Тесты
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
-БЭНП по биологии
-электронные таблицы
Презентация. Тесты
Электронное приложение к
учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
Презентация. Тесты
Электронное приложение к
учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
-БЭНП по биологии
-электронные таблицы
Презентация. Тесты
спилы. Электронное
приложение к учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
-БЭНП по биологии
-электронные таблицы
Презентация. Тесты
Электронное приложение к
учебнику,
- Лабораторный практикум .
биология 6-11классы
-БЭНП по биологии
Презентация. ТестыЛабораторный практикум .
биология 6-11классы
-БЭНП по биологии
-электронные таблицы
Презентация. Тесты
Лабораторный практикум.
биология 6-11классы
-БЭНП по биологии
Презентация. Тесты
Нарушения
опорнодвигательной
системы(Практик
ум)
«Утомление при
статическойи
динамической работе»
15
Первая помощь при
ушибах,
переломах
костей
и
вывихах
суставов (Практикум)
«Выявление плоскостопия
и
«нарушения осанки»
Обобщение знаний по теме:
16.
«ОПД»
Раздел 5. Внутренняя среда организма
17
Кровь и остальные
компоненты
внутреннейсреды
организма
( Практикум)
«Рассматривание
крови человека и
лягушки
под
микроскопом»
18
Борьба организма с
инфекцией.
Иммунитет
14
19
Иммунология на
службездоровья
Компьютер.
П 15
Презентация. Тесты
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику
П 16
подго
товит
ься к
обоб
щени
ю
Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
Микропрепараты,
микроскопы
П 17
Презентация. Тесты
Электронное приложение к
учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум. биология 611классы
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику,
П 18
Презентация. Тесты
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику,
П 19
Презентация. Тесты
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
«биология модули» (ОМС)
20
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы 7часов.
Транспортные
системыорганизма
П 20
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
Презентация. Тесты
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику
Модели сердца и торса
человека.
П 21
П 22
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
-
Движение крови по
сосудам.( Практикум)
«Положение венозных
клапанов в руке».
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику
П 23
Презентация. Тесты
Гигиена
сердечнососудистой
системы. Первая помощь
призаболеваниях сердца
и сосудов
( Практикум)
«Функциональная проба:
Реакция сердечнососудистойсистемы на
дозированную нагрузку.
Подсчет пульса и
А\Д до и после нагрузки».
Первая помощь при
кровотечениях Урокпрактикум. Оказание
первой
помощи при
поврежденияхскелета
и кровотечениях
Обобщение знаний по теме:
«Внутренняя
сред
а организма и
кровеносная
система».
Раздел 7.
Значение дыхания.
Органыдыхательной
системы.
Модели сердца и торса
человека.
П 24
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику
Компьютер.
Электронное приложение
к учебнику,
П 25
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
Дыхание (5 часов)
Модель гортани.
П 26
28
Легкие. Легочное и
тканевоедыхание
Макет легких.
П 27
Презентация. Тесты
Памятки упражнений
, -Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
Модель легкого
Презентация. тесты
29
Механизм вдоха и
выдоха.Регуляция
дыхания.
Компьютер.
Электронное приложение
к учебнику
П 28
21
Круги кровообращения
22
Строение и работа
сердца( Практикум)
«Скорость
кровотока в сосудах ногтя».
23
24
25
26.
27
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
30
31
32.
33.
34.
35.
36.
37.
П 29
Подгото
виться к
обобщен
ию
Презентация. тесты
П 30
Презентация. Тесты
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
Накрахмаленные бинт,
нарезанный на кусочки 10
см. Вата. Спички.
Петри. Аптечный 5% йод.
П 31
Презентация.
Макет желудка.
Плакаты
П 32
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику
П 33
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
Презентация. тесты
Компьютер.
П 34
Презентация. Электронное
приложение к учебнику,
П 35
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
-Учебное электронное
издание. -Памятки по
правильному питанию
П 36
Презентация. Тесты
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
Функциональные
возможности
дыхательнойсистемы
( Практикум)
«Определение частоты
дыхания.
ЖЕЛ»
Контрольнообобщающийурок по
теме: «Дыхание и
С.С.С.»
Пищеварение 6 ч.
Питание и пищеварение
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику,
Пищеварение в
ротовойполости
( Практикум)
«Действиеслюны на
крахмал.
Пищеварение в желудке
и двенадцатиперстной
кишке.
Всасывание. Роль печени.
Функции толстого
кишечника
Регуляция пищеварения
Гигиена
органов
пищеварени
я.
Раздел 9. Обмен веществ и превращениеэнергии4ч.
Компьютер.Электронное
38.
Обмен веществ и
приложение к учебнику
энергии –основное
свойство всех
живых существ
39
Витамины( Практикум)
«Обнаружение и
устойчивость витамина
С».
таблица «Витамины»,
презентация «Витамины –
чудесные вещества»,
компьютер, ваза с
фруктами, штатив с
пробирками, спиртовка,
пипетка,
дистиллированная вода,
свежевыжатый яблочный
сок, часы с секундной
стрелкой, раствор йода,
крахмальный клейстер.
П 37
Компьютер.
Энергозатраты
человека ипищевой
рацион
( Практикум)
«Зависимость между
нагрузкой и уровнем
энергетического
обмена».
41
Промежуточная аттестация
Раздел 10. Покровные органы. Теплорегуляция
Компьютер.
42.
Анализ к\р. Покровы
Электронное приложение
тела.Кожа
к учебнику Рельефная
таблица
-лупы
40.
П 38
подготов
иться к
обобщен
ию
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
П 39
Презентация.
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
Презентация. Тесты
Презентация. ТестыУчебное электронное
издание.
43.
Уход за кожей.
Гигиенаодежды и
обуви.
Компьютер.
Электронное приложение
к учебнику,
П 40
44.
Терморегуляция
организма.Закаливание
Компьютер.
Электронное приложение
к учебнику,
Макет почки
П 41
-Учебное электронное
издание.
П 42
Презентация.
Сообщения
тесты
П 43
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
-БЭНП по биологии
-электронные таблицы
Презентация. Тесты
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
-БЭНП по биологии
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
-БЭНП по биологии
Выделение
Обобщение по теме
«Выделение. Покровы
тела.Терморегуляция»
Раздел 11.Нервная система человека.
5ч
47
Значение нервной системы
45.
46.
П 44
48
Строение нервной
системы.Спинной мозг
49.
Строение головного
мозга.Продолговатый,
средний мозг, мост и
мозжечок
( Практикум)
«Пальценосоваяпроба»
Модель головного мозга
человека, электронные
таблицы
П 45
50.
Функции переднего мозга
Модель головного мозга
человека
П 46
Компьютер
Электронные таблицы.
.
51.
52.
Соматический и
автономный
(вегетативный) отделы
нервной системы
Компьютер
П 47
Раздел 12 Анализаторы
Анализаторы
Органы чувств
Электронное приложение
к учебнику
Модель глаза
5ч.
П 48
П49
Зрительный
анализатор(Практику
м)
«Изменения зрачка
и иллюзии,
связанные со
зрением».
54.
Гигиена зрения.
П 50
Предупреждение глазных
болезней(Практикум)
«Поискслепого пятна
55.
Слуховой анализатор Органы Модель уха
П 51
равновесия, кожномышечноечувство,
обоняние и вкус
56.
П 52
Контрольно-обобщающий
урок по теме:
»Нервнаясистема.
Анализаторы»
Раздел 13.Высшая. нервная деятельность Поведение. Психика 5ч.
Вклад отечественных ученых
57.
Портреты ученых.
П 53
в разработку учения о В.Н.Д.
58.
Врожденные и
П 54
приобретенные программы
поведения
( Практикум) «Выработка
навыка зеркального письма»
59.
Сон и сновидения
П 55
60.
Особенности высшей нервной
П 56
деятельности человека. (
Практикум)
«Объём кратковременной
памяти»
61.
П 57
Воля. Эмоции. Внимание
( Практикум)
«колебания образа усеченной
пирамиды»
Раздел 14.
Железы внутренней секреции 3ч.
62.
Роль эндокринной регуляции
П 58
Электронное приложение
к учебнику
53.
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
-БЭНП по биологии
-электронные таблицы
Презентация. Электронное
приложение к учебнику,
Презентация. -Учебное
электронное издание.
Презентация. Электронное
приложение к учебнику,
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
Презентация. тесты
Презентация.
Презентация. тесты
Презентация.
Электронное приложение
к учебнику,
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
Презентация.
Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
-БЭНП по биологии
-электронные таблицы
63.
Функция желез внутренней
секреции
Макет щитовидной
железы., электронные
таблицы, компьютер
Обобщающий урок по темам:
«Нервная и эндокринная
системы»
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма 4ч
65.
Размножение человека.
Компьютер, ЦОРы
П 59
Подгото
виться к
обобщен
ию
«Нервна
яи
эндокри
нная
системы
»
тест
64.
66.
Развитие зародыша и плода.
67.
Наследственные и
врожденные заболевания.
68.
Развитие ребенка после
рождения. Интересы,
склонности, способности.
Гигиена систем органов.
Основные заболевания.
Здоровый образ жизни.
69
70.
Итоговая контрольная работа
Итоговый урок. Анализ к.р.
Задание на лето.
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
-Учебное электронное
издание. Лабораторный
практикум . биология 611классы
-БЭНП по биологии
П 60
Презентация.
-Учебное электронное
издание.
Рельефная таблица
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику,
Компьютер, ЦОР
П 61
П 62
Презентация.
Электронное приложение
к учебнику,
-сообщения
Компьютер. Электронное
приложение к учебнику
П 63 64
Презентация. Тесты
Электронное приложение
к учебнику,
-Учебное электронное
издание.
Итоги года(2час)