Пояснительная записка
Программа курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» для 8 класса
составлена на основе программы междисциплинарного курса «Стратегии смыслового
чтения и работа с текстом» [сост. Е. С. Савинов], Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021г. № 287.
Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают
необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов
метапредметности. Один из метапредметных результатов начального образования звучит
так: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах», а в стандарте основного образования один из метапредметных результатов
сформулирован как «смысловое чтение».
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста и
практически осмыслить извлеченную информацию.
Цель курса – формирование и развитие основ читательской компетенции, то есть
способности человека использовать письменную информацию для собственных целей и в
широком диапазоне ситуаций, требующих ее эффективного применения.
Задачи:
1. Обучающие:
- научить читать и понимать текст, анализировать его;
- обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов,
- на доступных примерах раскрыть своеобразие языка художественной и
публицистической литературы, выразительных средств языка; познакомить с
особенностями эпических, лирических и драматургических произведений, а также устного
народного творчества;
- вырабатывать умение пользоваться правильным литературным произношением
согласно принятым нормам;
- научить самостоятельно работать над исправлением индивидуальных недостатков
произношения, дикции.
2. Развивающие:
- развивать речевой слух, внимание и память;
- развивать речевые и творческие способности;
- развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.
3. Воспитательные:
- прививать интерес к изучению современного русского литературного языка;
- воспитывать этические нормы поведения, способность работать в коллективе и
подчиняться общим правилам;
- воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих
товарищей.
Методы обучения – исследовательский, частично-поисковый.
Приемы обучения – активные и интерактивные.
Формы обучения – индивидуальная, групповая (в т.ч. парная).
Режим занятий – 40 минут, 1 занятие в неделю, 34 занятия в течение учебного года.
Результаты освоения курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»:
Личностные:
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и
самооценка, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание
роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка
РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и
профессиональной деятельности, социализации и самореализации);
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
(достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм,
способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих
поступков, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию).
Метапредметне:
Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и
самостоятельность)
1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные:
речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни;
способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации
устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и
дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных
стилей и жанров;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить
устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения,
участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать
знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы
Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и
систематизации материала на определенную тему, умение анализировать,
сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою
точку зрения)
Предметные:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
— ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться.
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных
языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о
мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся
в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Уровень читательской компетенции определяется согласно следующей схеме.
Схема уровней грамотности чтения
1-ый уровень
Найти один или более
независимый отрывок явно
выраженной в тексте
информации по простому
критерию
Распознать главную идею или
авторские намерения в тексте,
когда требуемая информация
в нем общеизвестна
Установить простые
связи между
информацией в тексте и
общими, повседневными
знаниями
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста
или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой
части текста.
Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной
простой карте, которая включает в себя небольшой по объему текст в несколько слов или
фраз
2-ой уровень
Найти один или несколько
отрывков информации.
Работать с противоречивой
информацией
Определять главную мысль,
понимать связи, формировать,
применять простые категории
или истолковывать значения в
ограниченной части текста,
когда информация
малоизвестна и требуется
сделать простые выводы
Делать сравнения или
устанавливать связи
между текстом и
внешними знаниями либо
объяснять особенности
текста, основываясь на
собственном опыте и
отношениях
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из
различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя
логическим связям внутри части текста.
Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры
визуального изображения информации, либо объединить небольшие части информации
из графика или таблицы.
3-ий уровень
Найти и в некоторых
случаях распознать связи
между отрывками
информации.
Работать с известной, но
противоречивой
информацией
Объединить несколько частей
текста для того, чтобы
определить главную мысль,
объяснить связи и
истолковать значения слов и
смысл фраз. Сравнивать,
противопоставлять или
классифицировать части
информации
Делать сравнения или
устанавливать связи,
давать объяснения или
оценивать особенности
текста. Демонстрировать
точное понимание текста
в связи с известными,
повседневными знаниями
или основывать выводы
на известных знаниях
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценивать информацию, используя
особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно
выраженным логическим связям.
Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах,
в их взаимосвязи и сделать на этой основе вывод.
4-ый уровень
Найти и установить
возможную
последовательность или
Использовать глубокие идеи,
заложенные в тексте, для
понимания и применения
Использовать
академические и
общеизвестные знания
комбинацию отрывков
глубоко скрытой
информации, каждая часть
которой может отвечать
множественным критериям в
тексте с неизвестным
контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая
информация в тексте
необходима для выполнения
задания
категорий в незнакомом
контексте.
Истолковывать разделы
текста, беря в расчёт
понимание текста в целом.
Работать с идеями, которые
противоречат ожиданиям и
сформированы в негативном
контексте
для выдвижения гипотез
или критической оценки
текста.
Демонстрировать точное
понимание длинных и
сложных текстов.
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей
текста; найти, интерпретировать или оценивать неявно выраженную информацию либо
сделать выводы философского характера.
Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их.
5-ый уровень
Работа с информацией
Интерпретация текста
Рефлексия и оценка
Найти и установить
последовательность или
комбинацию фрагментов
текста глубоко скрытой
информации, часть которой
может быть задана вне
основного текста.
Истолковать знания нюансов
языка либо
продемонстрировать полное
понимание текста и всех его
деталей
Критически оценивать
или выдвигать гипотезы
на основе специальных
знаний. Работать с
понятиями, которые
противоположны
ожиданиям, основываясь
на глубоком понимании
длинных или сложных
текстов
Сделать вывод о том, какая
информация в тексте
необходима для выполнения
задания.
Работать с правдоподобной
и/или достаточно объемной
информацией
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью,
работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно
не обозначена.
Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, которая
представлена в виде графиков, таблиц, диаграмм и пр., и может быть длинной и
детализированной, иногда используя информации., внешнюю по отношению к основной.
Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется
использовать различные элементы этого же текста, например, сноски.
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12 ч)
Понимание содержания текста, его целостного смысла: главной темы, назначения
текста; заголовка; формулирование тезиса, выражающего общий смысл текста;
объяснение композиции текста.
Нахождение в тексте требуемой информации.
Решение учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста: определение вида текста, формулировка цели чтения;
выявление темы и подтемы специального текста; главной и избыточной информации;
прогнозирование последовательности изложения идей текста; прогнозирование разных
точек зрения и разных источников информации по заданной теме; понимание душевного
состояния персонажей текста.
Стратегии: словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация
дискуссий, «Чтение про себя с пометками», «Отношения между вопросом и ответом»,
«Тайм - аут».
Раздел 2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (12 ч)
Структурирование текста с помощью нумерации страниц, списков, ссылок,
оглавления.
Использование в тексте таблиц, изображений.
Преобразовывание текста с помощью новых форм представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы.
Интерпретация текста:
- сравнение и противопоставление в тексте информации разного характера;
- нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов;
- формулировка выводов из сформулированных посылок;
- определение позиции автора или главной мысли текста.
Стратегии: визуальные методы организации материала, таблица «Кто? Что?, Когда?,
Где?, Почему?», бортовой журнал.
Раздел 3. Работа с текстом: оценка информации (9 ч)
Оценка информации, обнаруженной в тексте в соотнесённости со знаниями из других
источников и исходя из своих представлений о мире.
Оценивание не только содержание текста, но и его формы, а в целом — мастерства
его исполнения.
Стратегии: кластеры, логические цепочки, инсерт, приём «Плюс-минус-интересно»,
стратегия решения проблем «Идеал».
Учебно-тематический план
№
Раздел. Тема занятия
Всего
1.
Введение в специальный учебный курс «Основы смыслового
чтения и работа с текстом».
1
Часы
Теор
ия
1
Раздел 1. Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного
Текст. Виды текста.
Назначение текста
Основная тема и микротемы.
Композиция текста.
Проблемы, их формулировка.
Поиск информации в тексте.
Сюжет текста.
Избыточная информация в тексте.
Идеи текста, последовательность изложения идей.
Авторская мысль и точка зрения читателя.
Изобразительно-выразительные средства, их функции.
Стилевые особенности текста.
Раздел 2. Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации
Оглавление.
Ссылки и сноски в тексте.
Нумерация страниц.
Преобразование текста.
Интерпретация текста.
Обобщение информации, данной в тексте.
Рецензия.
Отзыв.
Эссе.
Сочинение.
Изложение.
Статья.
Раздел 3. Работа с текстом: оценка информации
12
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
Форма и содержание текста.
Читатель и его жизненный опыт.
Авторская мысль в тексте.
Дебаты.
Критерии оценки текста.
Логические связи в тексте.
Особенности авторской лексики.
Авторские ремарки, их назначение.
Комплексный анализ текста.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
ИТОГО
Прак
тика
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
7
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
16
1
18
Методическое обеспечение
Сегодня существуют разнообразные и эффективные методы обучения школьников
работе с текстами различного содержания, характера и формата. Ниже представлены
некоторые из них.
Методы и приёмы смыслового чтения, применяемые в основной школе:
- вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление
необходимой информации;
- восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором
преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся –
восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя
из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по
нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по
нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы.
- упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде
незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию,
полученную из прочитанного текста.
- исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений
в тексте.
- сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на
сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
- перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации
из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной
информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или
наоборот.
- «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть
текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью
информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу
(картине, диаграмме, тексту, пр.).
- составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей,
связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в
описании природы, последовательность происходящих событий).
- множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на
развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или
прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для
дальнейшего использования (краткий пересказ)
- деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее,
содержащейся в каждой из них.
- составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в
форме плана, то есть по пунктам.
- предвосхищение/прогнозирование – приём работы, направленный на развитие умения
предвосхищать содержание текста.
- викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на
фактические вопросы по содержанию.
- логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения
предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану.
Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой
информации.
- верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или
суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с
содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Рассмотрим
систему специальных упражнений для работы со словом.
Словарную работу можно разделить на 3 вида:
- работа с незнакомыми словами;
- работа с ключевыми словами;
- работа со словами-образами.
1. Работа с незнакомыми словами.
Не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на
самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. На
первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для выяснения
непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать
непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из
контекста или нужно воспользоваться словарём.
2. Работа с ключевыми словами.
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и
концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать
внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста
3. Работа со словами-образами.
Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого
отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором
произведения. Надо показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает
читателю «сблизиться» с текстом.
Метод «ведение диалога с текстом».
Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на
этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует
процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще
перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем,
создавая свое произведение.
Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на
восприятие текстовой информации.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу
чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские
вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании
текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Необходимо использовать методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по
предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у
него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с
текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а
заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались
нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается
опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в
учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного
в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на
возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих
предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в
беседу даже с самым коротким текстом.
Развитие читательского воображения.
Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим,
так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих
1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких
элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание
состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно
или письменно, словами или красками.
Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических
вопросов при проверки первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие
картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».
Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на
материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это
относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим
анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.
Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных
художников, их рассматривание и анализ.
По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с
помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и
«услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого
летнего вечера.
Для развития творческого воображения можно использовать такие задания:
придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.
Технологии обучения смысловому чтению
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора,
заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем
высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап
постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши
предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан
первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы
быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
1).Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение
прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его
главных смыслов.
2). Знакомство с писателем.
3). Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Одним из главных путей развития читательской грамотности является
стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
«Стратегии смыслового чтения» — различные комбинации приемов, которые
используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой
информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н. Сметанниковой,
«путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста
является стратегией»7. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и
операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и
быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
Н. Сметанникова выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:
стратегии предтекстовой деятельности;
стратегии текстовой деятельности;
стратегии послетекстовой деятельности;
стратегии работы с объёмными текстами;
стратегии компрессии текста;
общеучебные стратегии;
стратегии развития словаря.
Стратегии работы с текстами разного вида:
стратегии работы с информационным текстом;
стратегии работы с текстами убеждающее-рас- суждающего типа;
стратегии фреймов текстов;
стратегия «Мониторинг чтения».
В таблице дано краткое описание некоторых приёмов стратегии смыслового
чтения, обеспечивающей понимание текста за счёт овладения приемами его освоения
на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Приемы стратегии смыслового чтения
Стратегии
смыслового чтения
Стратегии
предтекстовой
деятельности (нацелены
1.
на постановку задач чтения,
выбор вида чтения,
актуализацию знаний и опыта
ученика, на создание мотивации
3.
к чтению)
Стратегии развития
словаря
Стратегии
текстовой
деятельности
Стратегии
Н. Сметанникова
1. Мозговой штурм.
2. Глоссарий.
3.Ориентиры предвосхищения содержания
текста.
2. 4. Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы.
5. Рассечение вопроса
1. Обзор словаря.
2. Аналогия.
3. Постепенная догадка по контексту
1. Чтение вслух
(попеременное чтение).
2. Чтение про себя
с вопросами.
3. Чтение с остановками.
4. Чтение про себя
с пометками
1. Отношения между вопросом
Г. Граник, Л. Концевая,
С. Бондаренко
1. Учить видеть слово
(поиск в тексте непонятных
слов, выражений и выяснение их смысла, слов в
переносном значении и т. п).
2. Анализ заголовка текста
до начала чтения (ответы на вопросы:
Что нам уже известно об этом? Что можно
предположить, исходя из предыдущих знаний? 0
чём можно судить по характеру заголовка?).
3. Работа с эпиграфом
1. Диалог с текстом
(перецентровка).
2. Прогнозирование:
восстановление пропущенных
слов, строк, дописывание
текстов, собирание
рассыпанных текстов,
выдвижение и проверка
гипотез.
3. Выделение главных
мыслей текстов, объяснение
смысла текстов.
4. Ответы на вопросы по
тексту (вопросы на выявление смысловых
связей в тексте, на объяснение фактов и явлений,
на выяснение позиции автора, на критическую
оценку описанных в тексте фактов).
5. Самостоятельная
постановка вопросов к тексту
1.План.
послетекстовой
деятельности
Стратегии
компрессии текста
Общеучебные
стратегии
и ответом.
2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»),
3.Тайм-аут.
4. Проверочный лист
2. Самостоятельное составление
схем, рисунков, таблиц,
опорных схем по текстам.
3. Пересказ.
4. Конспект
Аннотация - краткий пересказ - пересказ
1. Знаю - хочу узнать - узнал.
2. Граф-схемы «Кольца Венна»
Эти операции лежат в основе владения смысловым (изучающим) чтением —
основным видом чтения в составе учебной деятельности, результатом которого
является глубокое, всестороннее понимание учебной информации (текста).
Чтобы овладеть этим видом чтения, нужно освоить приемы понимания
(осмысления) учебного текста. Анализ научной литературы по проблеме смыслового
чтения позволяет определить перечень основных приёмов в логике трёхэтапного
осмысления текста.
1. Приём постановки вопросов к тексту и ответов на них («диалог с текстом») в
сочетании с чтением с остановками.
Этот прием является основным в процессе уяснения содержания, ведет к
всестороннему пониманию учебного текста. Понимание текста складывается из
понимания отдельных слов, предложений, параграфов, логической структуры всего
текста, его основной идеи и смысла, а также подтекста и общего замысла автора.
Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и
предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами
текста, к связям содержания читаемого текста с другими текстами на эту тему.
Главное, чему учит этот прием, не пропускать ни одного непонятного места в тексте,
тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий
эффект данного приема.
Вопросы могут возникать примерно таких типов.
О чем здесь говорится?
Что мне уже известно об этом?
Что именно об этом сообщается?
Чем это можно объяснить?
Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
С чем это нужно не перепутать?
Что из этого должно получиться?
Для чего это делается?
К чему это можно применить?
Когда и как применять?
Каким известным мне ранее фактам противоречит то, что я узнал из этого
текста?
Кто из авторов, которых я читал ранее, является единомышленником данного
автора?
Что нового я узнал из этого текста?
Что меня особенно удивило? Заставило задуматься?
На каком уровне подробности желательно запомнить информацию,
извлеченную из этого текста?
В работе с вопросами можно использовать классификацию Б. Блума (так
называемую «Ромашку Блума»), в которой используют 6 типов вопросов:
1) простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты,
вспомнить и воспроизвести определенную информацию;
2)
3)
4)
5)
6)
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
уточняющие вопросы — обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...»,
«Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...»
Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для
обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с
целью
получения
информации,
отсутствующей
в
сообщении,
но
подразумевающейся;
интерпретационные (объясняющие) вопросы — обычно начинаются со слова:
«Почему?» Они направлены на установление причинно-следственных связей;
творческие вопросы — если в вопросе есть частица «бы», элементы условности,
предположения, прогноза: «Что изменилось, если бы...?»;
практические вопросы — направлены на установление связи между теорией и
практикой: «Где в обычной жизни можно наблюдать явление...»;
оценочные вопросы — направлены на выяснение критериев, почему то или иное
явление плохо или хорошо.
Постановка вопроса-предположения. Это вопросы типа: «А не потому ли..., что?»,
«Может быть, это объясняется тем, что...?» и т. п. Вопросы-предположения — это
такой прием осмысления, в котором сочетаются обычный вопрос и
предположительный ответ на него. Они ставятся обычно в случае, если на возникший вопрос читатель не нашел готового ответа, но уловил в тексте намек или
косвенное указание на возможный ответ.
Антиципация плана изложения, т. е. предвосхищение того, о чем будет
говориться дальше.
Антиципация содержания, или предвосхищение того, что именно будет сказано
дальше.
Реципация — мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его
осмысление под влиянием новой мысли.
Критический анализ — самая высокая ступень осмысления текста, которая
находит выражение в дополнениях к прочитанному, выражении сомнения или
несогласия и отстаивании своей точки зрения 10.
Приём составления плана (в том числе вопросного) или тезисов текста.
План есть перечисление всех текстовых субъектов текста (т. е. тем). Для того чтобы
составить план, необходимо последовательно задавать себе в процессе чтения
(вопрос «о чем здесь говорится?»), вычленять с помощью этого вопроса субъекты
высказывания и записывать их в виде пунктов плана. Процесс тезирования состоит
в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов)
изучаемого текста.
Прием составления граф-схемы, опорного сигнала (перекодировка информации на
язык образов, более доступный детскому).
Граф-схема — это графическое изображение логических связей между основными
субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные
геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а
также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая графсхема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы, графа, дерева и т.
п.
Граф-схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи
придают картине целостность и наглядность.
Прием составления сводных таблиц.
Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации,
извлеченной из текста. Для составления сводной таблицы используют сводные
граф-схемы, предварительно составленные по тексту, и выписки наиболее
существенных утверждений.
Приём комментирования представляет собой самостоятельное рассуждение,
умозаключение и выводы по тексту. 11
Использование в работе с текстом приёмов технологий критического мышления
(таблица 6).12
10.
таблица 6
Стадии и приемы технологии развития критического мышления
Стадия
(фаза)
1. Вызов
Деятельность
учителя
Вызов уже имеющихся знаний
по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация
для дальнейшей работы
Деятельность
учащихся
Ученик вспоминает,
что ему известно по
изучаемому вопросу, задает
вопросы, на которые хотел
бы получить ответ
Возможные приемы и методы
Составляет списки известной информации,
рассказ-предположение по ключевым словам,
систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы; верные и неверные
утверждения; перепутанные логические цепочки;
«Мозговая атака»
Информацию, полученную на первой стадии, выслушивают, записывают, обсуждают.
Работу проводят индивидуально, парами, группами
2.
Сохранения интереса
Ученик читает текст, используя
Методы активного чтения:
Осмыслен к теме при непосредственной
предложенные учителем акмаркировка с использованием
ие
работе с новой информацией, тивные методы чтения, делает
значка «V», «+», «—», «?»
постепенное продвижения от
пометки на полях или ведет
(по мере чтения ставят на полях справки); ведение
знаний «старого» к «новому»
записи по мере осмысления
различных записей типа двойных дневников,
новой информации
бортовых журналов; поиск ответов на поставленный
в первой части урока вопросы.
Стратегия РАФТ.
Стратегия ИДЕАЛ.
Стратегия ФИШ БОУН.
Стратегии: «Мозаика проблем», «Уголки»,
Денотатный граф. Стратегии постановки вопросов:
«Ромашка Блума», «Тонкие» и «толстые» вопросы
Непосредственный контакт с текстом. Работу проводят индивидуально, парами,
группами
3.
Вернуть учащихся к первона- Учащиеся соотносят «новую»
Заполнение кластеров, таблиц, установление
Рефлексия чальным записям — предпо- информацию со «старой», испричинно-следственных связей между блоками
ложениям, внести изменения, пользуя знания, полученные информации; возврат к ключевым словам, верным и
дополнение, дать творческие,
на стадии осмысления
неверным утверждениям; ответы на поставленные
исследовательские или праквопросы.
тические задания на основе
Организация устных и письменных круглых
изученной информации
столов. Оформление портфолио; «бортовых
журналов».
Синквейн.
Диаманта, эссе, органайзер.
Стратегия «Шесть шляп»
Критическое мышление — это современный раздел «науки мыслить», который
порождается осознанием неизбежности ошибок и ухищрений в теоретической и
практической деятельности человека, человечества. Оно может быть представлено
как специфическая разновидность рефлексии опирающаяся на элементарную логику
и, вероятно, на соответствующие конкретные науки.
Когда ум человека направлен на исследование соображений с целью выявления и
устранения возможных ошибок и недостатков — оппонента или своих — можно
говорить о критике или критическом мышлении в широком смысле.
Но учёные, исследующие механизмы осмысленного (рефлексивного,
изучающего) чтения, пытаются предложить учителю не просто набор приёмов
работы с текстом, а логически выверенную систему работы, ведущую к результату.
Ниже предлагаем краткое описание алгоритма действий учителя и ученика по
формированию навыка смыслового чтения трёх авторов.
Алгоритмы действий по формированию навыков смыслового чтения
В.А. Сидоренков
расчленение текста на главное и второстепенное, выделение «речевой доминанты»;
обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков;
установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;
моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление
таблиц, опорных схем и пр.;
проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала;
формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы);
сравнение с текстом-оригиналом и корректировка собственного варианта текста 13
В.А. Кудряшова
1 - я фаза (предтекстовая) — фаза ориентировки и планирования. Общая ориентировка в тексте должна обеспечить коммуникативно-познавательную потребность, а именно: извлечь содержательно-концептуальную информацию и в сжатом виде передать
ее другому лицу во вторичном тексте.
2 - я фаза (фаза восприятия текста) — исполнительная. На этапе восприятия текста учащиеся должны уметь анализировать
заголовок, прогнозировать тему и основную мысль текста, определять тип и стиль речи, отмечать особенности шрифтового / графического оформления текста. Данные лингвистики текста, психологии и психолингвистики свидетельствуют о том, что понимание
текста при чтении органически сливаются с его семантической компрессией и выделением смысловых опорных пунктов. В то же
время формулирование и фиксация главного содержания прочитанного составляет суть аннотирования, реферирования,
тезирования. Например, пятиклассники должны научиться:
анализировать различные аспекты текста с целью его понимания;
выделять микротемы;
находить главную и вспомогательную информации с опорой на знания о строении текста и шрифтовое / графическое
оформление сообщения;
осуществлять компрессию текста путем исключения, обобщения и свертывания содержащейся в тексте информации. 14
3 - я фаза (послетекстовая) является контрольной. На этапе создания вторичного текста читающие должны осознавать роль
вторичных текстов (плана, аннотации) и критерии отбора содержания. На этом этапе обучаемые должны уметь отражать
извлеченную и обобщенную информацию научного сообщения в виде заголовка, плана, аннотации; отвечать на вопросы и
самостоятельно ставить вопросы к тексту; пересказывать текст
Т.И. Фисенко
1. Определение типа книги и предмета книги, ориентируясь по названию и титульному листу.
2. Определение основной мысли текста. Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной сути
текста в одном предложении или максимум в нескольких (в рамках краткого абзаца). Такое умение является показателем
способности читателя целостно воспринимать информацию. Но так как любая целостность представляет собой закономерную
(логическую) взаимосвязь частей, необходимо предложить ученикам освоить следующее действие, являющееся естественным
продолжением предыдущего: перечислите основные части книги (текста), покажите, как они организованы в одно
целое, в каком порядке расположены относительно друг друга. Обучая учащихся умению постигать суть произведения,
разумно обращаться к предисловию и оглавлению, если таковые имеются. Нельзя постичь целое, не видя его частей, не
понимая, как они между собой связаны.
3. Выявление проблем, которые затрагивает автор в тексте. Проблема — это вопрос. Для выявления
проблем, затронутых автором, можно задавать следующие вопросы: существует ли описанное явление, что это такое, почему оно
возникло, при каких условиях может существовать, почему существует, каковы последствия его существования, каковы
характерные свойства и отличительные черты, как оно связано с другими, как проявляется и пр.
4. Нахождение ключевых слов и определение их точного значения именно в данном
тексте. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора, и для читателя и которые автор
использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много
места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях.
У автора существует много способов выделения ключевых слов. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор
может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно
обратиться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также можно использовать словари, энциклопедии, справочную
литературу.
5. Выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение
утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев. Иногда
авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта,
пунктов,
глав
и
пр.
Нужно
научиться
видеть
эти
авторские
сигналы и не оставлять их без внимания.
6. Интерпретация текста — передача прочитанного своими словами. При этом свои слова
— это не копия оригинала, а повторение авторской мысли в другой формулировке,
которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения.
Если ученик владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит он
не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного
можно предложить обучающимся задания:
расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением
автора;
приведите пример по теме высказывания;
проведите опыт, подтверждающий научное высказывание;
если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и
основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте
построить их, используя при этом предложения из разных абзацев;
найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из
текста;
переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на
«свой» язык;
представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;
потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений,
правил);
заполните таблицу:
Ключевые слова
Смысловые предложения
Основной смысл текста
7. Конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнения в
мастерстве мышления и коммуникации.
8. Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает
несогласие.
Оно
означает
собственное
отношение к содержанию текста, которое может как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического
отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание,
бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.